Тема занятия: «Звук (и) и буквы И, и»

Основы грамоты и письма.

Занятие в классе предшкольной подготовки.

Образовательные задачи:

    Обучающие — знакомство детей со звуком (и) и буквами И, и. Развивающие — обретение навыков проведения звукобуквенного анализа слов, закрепление раннее изученных звуков. Воспитательные — эстетическое воспитание средствами художественного слова (стихи).

Послушайте предложение:

Наступила зима.

— Сколько слов в предложении? (Выложить на доске)

— Что стоит в конце предложения.

— Придумайте своё предложение о зиме.

2. Задание на второй снежинке.

Ответьте на вопросы:

— На какие две группы делятся звуки?

— Какие звуки называются гласными?

— Что вы знаете о согласных звуках?

— Чем отличаются звуки и буквы?

— Пока мы с вами отвечали на вопросы, подул ветер и перевернул буквы, нужно поставить их правильно и прочитать про них стихи.

«А». Буква А, буква А —

Алфавиту голова.

Знает Вова, знает Свет

А — похожа на ракету.

«У». Удобная буква

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто.

«О». В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

3. Задание на третьей снежинке.

Знакомство со звуком (и) и буквой И, и.

— Отгадайте загадку и ответьте на вопросы:

Шила — вышивала —

Нисколько не устала.

Ещё бы пошить —

Да кончилась нить. (ИГЛА).

(Слого—-вуковой анализ слова «игла»)

— Сколько в слове слогов?

— Какой первый слог?

— Сколько в нём звуков?

— Какой второй слог?

— Сколько в нём звуков?

— Сколько всего звуков?

— Сколько гласных звуков?

Правило: — Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Характеристика гласного звука (и).

— Произноситься не встречая преграду во рту. Долго тя нется. Образует слог.

Артикуляция звука (и).

— губы улыбаются, — язык лежит за нижними зубами, — воздух свободно проходит через рот:

       

Произношение звука (и).

— Гласный звук (и) может встречаться в начале слова, в середине и в конце.

— Гласный звук (И) обозначается гласной буквой И.

(Показываю букву И, и. Обозначаю в схеме и открываю в азбуке).

— Чем отличаются большая и маленькая буквы?

— На что похожа буква И.

На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

Показываю иллюстрацию.

4. Задание на четвёртой снежинке.

Зимушка-зима предлагает минутку для отдыха.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик чик,

Раз-сюда, два — туда,

Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два — привстали,

Руки кверху все подняли,

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора.

5. Задание на пятой снежинке.

— Назовите звуки в слове КИТ.

— Кто заметил, как произносится согласный звук перед И? (Мягко).

— Дети, буква И показывает, что согласный перед И произносится мягко. Буква И пишется после мягких согласных.

Показываю иллюстрации и произношу слова вместе с детьми (лимон, пила, сани...).

6. Задание на шестой снежинке.

Напишите букву И В тетради.

Показываю на доске написание буквы по клеточкам.

Буква И наискосок

Примеряла поясок.

Снизу вверх его тянула,

К правой ножке пристегнула.

Я тетрадь свою открою,

Под наклоном положу

И от вас друзья не скрою

Ручку я вот так держу

Сяду ровно не согнусь,

За работу я возмусь.

Дети пишут букву в тетради в клетку.

— Кто закончит первый, выходит берёт картинку, называет что или кто на картинке, выделяя при этом звук (И) интонационно.

3. Рефлексивно—корригирующий этап

7. Задание на седьмой снежинке.

Ответьте на вопросы:

— С каким звуком познакомились? (гласным звуком И)

— Какая буква обозначает гласный звук И?

— Ребята, как вы думаете, что вам помогало справиться с заданиями Зимушки — зимы? (Дружба, знания, смекалка)

— Мы спасали зиму от злого северного ветра, ответили на все вопросы и собрали снежный узор. А Снежная Королева дарит вам путеводные звёздочки, одну оставьте себе, а вторую подарим нашим дорогим гостям и попрощаемся с ними.

Сауболыныздар.

Сабақ аяқталды.

Ожидаемый результат:

Знать: что буква И обозначает гласный звук (и);

Уметь: проводить звукобуквенный анализ слов, определять местонахождение звука (и) в словах;

Иметь: представление о произношении согласного звука перед буквой И (всегда произносится мягко).