Творческие задания по восприятию музыки как средство воспитания творческого развития. – музыка, прочее

Министерство образования, науки и молодежи РК

Крымский республиканский институт последипломного

педагогического образования







Творческие задания по восприятию музыки

как средство воспитания творческого развития









Работа выполнена

слушателем КПК

учителей музыки Сараметовой Г. Э.

ОШ № 38 I - III ступеней

г. Симферополя

       

Ноябрь 2014 г.

Восприятие музыки.

Восприятие музыки - уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которое слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно.

Музыку называют "языком чувств", она дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы детей.

Музыкальное искусство включает в себя и интеллектуальное начало. Б. В. Асафьев писал: "Слушая мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим". При восприятии и анализе музыки, у ребенка развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность.

В процессе рассказа о музыке и ее анализа у школьников развивается речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной.

Восприятие музыки - универсальный вид деятельности. В музыкальных программах для школьников он выделен в самостоятельный раздел, без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой - драматизацией, их нужно обязательно прослушать. Слушая музыку, дети знакомятся с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности.

Музыка, прежде всего, язык чувств. Знакомя ребенка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном.

В представлении детей музыка всегда о чем-то повествует, поэтому они ждут рассказа о содержании музыки, проявляют живой интерес к программным пьесам, поэтическим текстам песен.

Для развития умений слушать и воспринимать музыку, важную роль играет музыкально-сенсорное восприятие ребенка. Оно предполагает развитие у учащихся восприятия звуков различной окраски и высоты в их простейших сочетаниях. Сенсорные способности развиваются в процессе проведения различных музыкально-дидактических игр. В них находят место звуковые сочетания, выражающие эмоционально-смысловое содержание произведения. Высотные, ритмические, тембровые и динамические свойства звука являются средствами музыкальной деятельности.

Слушание музыки как вид самостоятельной деятельности складывается из следующих действий: слушание произведений, специально созданных для данного вида деятельности. Слушания в процессе разучивания песен, хороводов, танцев, пьес для детского оркестра. Слушания с целью определения свойств звука в дидактических играх.

В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение произведения, умелое использование слова и наглядных средств, помогающих раскрыть его содержание. Для лучшего восприятия услышанной музыки с учащимися можно, например, проводить развернутые беседы, при этом их внимание привлекается к развитию музыкального образа, поясняется назначение отдельных выразительных музыкальных средств.

Рассказывая детям о содержании произведения, необходимо указывать на связь музыки с теми явлениями жизни, которые отражены в ней. Содержание музыки хорошо воспринимается детьми, если привлекается художественная литература - короткий образный рассказ, сказка, стихотворение. Таким образом, при слушании музыки используются различные виды наглядности. Характер этой наглядности зависит от того, из какого источника получает ребенок дополнительную информацию о музыке. Слушая находящегося рядом исполнителя или запись, ребенок воспринимает музыку по-разному: прослушав несколько раз в исполнении педагога какую-либо фортепианную пьесу, дети затем с радостью воспринимают знакомую им музыку в оркестровом звучании. Благодаря такому сопоставлению они получают наглядное представление о разном характере звучания одного и того же произведения.

Кроме слуховой наглядности, с той же целью - раскрыть содержание музыкального произведения для лучшего его восприятия можно использовать зрительную наглядность: книжные иллюстрации, эстампы, альбомы репродукций. Могут быть применены и различные методические пособия, активизирующие музыкальное восприятие детей. Приведем пример: заготавливаются небольшие карточки с изображением танцующих и марширующих детей. Прослушав танец или марш дети показывают карточку с соответствующей картинкой. На картинках изображены бегущий и шагающий мальчики, отображающие быстрое и медленное движение. Слушая пьесу двух или трехчастной формы со сменой темпа, дети отмечают начало новой части нужной картинкой-символом.

Словесный метод (рассказ, беседа, лекция)

Вступительное слово учителя (беседа о композиторе, история создания произведения, его содержании и т. д.).

Установка на восприятие (задачи в ходе процесса слушания, которые нужно разрешить).

Слушание произведения.

Наглядный метод (исполнение, показ иллюстраций, рисунков, фотографий)

Практический (творческие задания детям: передача с помощью движений музыкальный образ, используя прием "пластического интонирования" и ручные жесты — средства музыкальной выразительности, характер и настроение музыки. Можно использовать прием "цветописи", который предполагает выражение эмоционального восприятия музыки через цвет.

Интерпритация и оценивание музыкального произведения.

После прослушивания музыкального произведения учащиеся разрешают задачи, поставленные перед прослушиванием, используя схему анализа музыкального произведения. Выполняют творческие задания:мини-сочинение, рассказ, рисунок, сочинение стихотворений, сенкан, хокку, пластическая импровизация.