Урок литературного чтения Кот – ворюга. – литература, уроки

Этап

Деятельность учителя

Предъявление мотива.

(Самоопределение к деятельности.

Организационный

момент.)

Создает эмоциональный настрой

Рассмотрите фотографию…Слайд 1.

Что вызывает у вас смех?

Что вы можете сказать о герое снимка?

Вы догадались, какова тема сегодняшнего урока?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Прочитайте название темы. Слайд 2.

Вы дома самостоятельно прочитали данное произведение, каким оно вам показалось по характеру?

(написано - юмористическое, хотите узнать, что это такое?)

3. Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Попробуйте сформулировать цели урока.

- узнать, что такое юмористический рассказ,

- узнать о герое, …

4. Построение проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Каким образом можно достигнуть поставленных целей?

- работа с словарем, с интернетом

- прочитать текст…

Найдите в справочном словаре "Книгочей" объяснение слова - юмор. В интернете при помощи нетбука

5. Первичное закрепление

Юмор - изображение кого - либо или чего - либо в комическом (смешном) виде.Слайд 3.

А сформулируйте, что такое -

Юмористический рассказ - произведение, в котором изображена какая-либо смешная ситуация (или кажущаяся смешной с точки зрения автора) .

Показалась ли вам ситуация, описанная автором - смешной?

       

Автор называет героя - ворюга, что означает это слово? Слайд 4.

Сравните слова:

вор, воришка, ворюга, хитрюга.

О ком так говорят?

(Вор - тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения. Ворюга - так говорят презрительно о том, кто совершает кражи.)

в интернете - ворюга

6. Самостоятельная работа.

Слайд 1.Работа в группах

Посмотрите внимательно задания и

сформируйте группы.

(вспомним правила работы в группах)- на столах памятка

    1. Найдите в тексте выделенные слова и дайте им объяснения.
    Отчаяние - состояние безнадёжности, безвыходности Кукан - верёвка, на которую надевают пойманную рыбу Тесовая (крыша) - сделанная из тонких деревянных досок хвойных пород Босяцкие (выходки) - поступки невоспитанного человека Плотица - небольшая рыба плотва Подпалина - рыжеватое пятно на шерсти животного
    2. Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий … огненно-рыжий … с белыми подпалинами на животе. 3. Найдите описание действий и поступков кота. обворовывал, ловко прятался, воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, решился на отчаянный поступок, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался. 4. Найдите в тексте авторскую оценку коту. Кот, потерявший всякую совесть, кот - бродяга и бандит, ворюга, грабёж средь бела дня, бандитские проделки, босяцкие выходки. И конец Кот ходил по дому… 5. Расставьте цифры в том порядке, в каком развиваются события в рассказе. Всё ли верно?
    6. Подготовьте рассказ о коте: внешний вид, поведение, отношение к людям. (6) 7. Придумайте историю "Моя кошачья жизнь"

Ответы групп.

Ребята, а какой главный вывод можно сделать по прочитанному?

В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного.

К. Г. Паустовский

А добились мы тех целей, которые перед собой поставили?

7. Рефлексия деятельности(итог урока)

Вспомним некоторые моменты..

Тест "Самый внимательный читатель"

По рассказу К. Паустовского "Кот-ворюга"

1. Кот был: а) серый; б) белый; в) рыжий. 2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо: а) через два дня;

б) через неделю; в) через две недели. 3. Хвост у кота был: а) пушистым; б) облезлый; в) грязный. 4. Объевшиеся, куры: а) стонали; б) кудахтали; в) молчали. 5. Чтобы выследить кота потребовалось: а) месяц; б) два месяца;

в) две недели. 6. В кукане жирных окуней было: а) 5; б) 10; в) 7. 7. Кот полез с колбасой: а) на дуб; б) на тополь; в) на берёзу. 8. Кот свалился: а) на камень; б) как футбольный мяч.

9.Будил всех: а) стук яблок; б) стон кота; в) ветер. 10. Чтобы заманить кота Лёнька прицепил: а) окуня; б) карася;

в) плотицу. 11. Поесть давали коту: а) сметану; б) жаренную свинину; в) рыбу;

г) молоко; д) творожники. 12. Кот совершал "благородный и неожиданный поступок":

а) на следующее утро; б) через день; в) через два дня

Какое домашнее задание вы бы себе предложили по данной теме.

Домашнее задание.