Урок литературы в 9-м классе. Анализ повести И. С. Тургенева “Ася”

2 часа - спаренные уроки

Цель: помочь учащимся открыть своеобразие, музыкальность и эмоциональность тургеневской прозы, ее глубокий психологизм и лиричность, показать мастерство автора в создании характеров персонажей, передаче чувств, переживаний, сомнений героев.

Задачи:

" Обучающие - формирование объективной оценки произведения на основе анализа художественного текста, умений сопоставлять и сравнивать, делать выводы.

" Развивающие - совершенствование навыков анализа художественного произведения; повторение теоретических понятий: жанр, изобразительно-выразительные средства, композиция, сюжет, средства создания образа, психологизм, лиричность произведения; развитие навыков сравнения и сопоставления, классификации, умения выделять главное.

" Воспитательные - воспитание внимательного читателя, любви к родному языку и литературе, формирование читательского вкуса, интереса к чтению произведений Тургенева.

Оборудование: текст повести И. С. Тургенева "Ася", музыкальное сопровождение (П. И. Чайковский "Времена года. Июнь", Бетховен "К Элизе", "Лунная соната"), аудиомагнитофон, проектор мультимедиа.

Ход урока

К уроку учащиеся должны прочитать повесть в полном объеме, статью учебника о писателе.

I. Оргмомент.

Оформление записей в тетрадях учащихся и на доске:

И. С. Тургенев "Ася".

История семьи Гагиных. Психологизм повести.

Н. Н. - главный герой повести. Поиски Асей собственного пути в жизни.

Учитель: Конечно, эти записи нельзя назвать темой урока. Почему?

Учащиеся: Это вопросы, на которые нам предстоит ответить. Это план урока. Это основные направления работы на уроке.

Учитель: Предложите свои варианты темы.

Возможные варианты, предложенные учениками (записываются на доске):

История первой любви.

История Аси и Н. Н.

Прекрасные мгновенья.

Воспоминания о первой любви.

Учитель: Оставим тему открытой и попробуем сформулировать ее позже.

II. Погружение в атмосферу повести.

Цель: создать эмоциональное лирическое настроение для восприятия повести учащимися. Анализ лирических отступлений (пейзажных зарисовок). Гл. I, II, IV, X.

1. Прослушайте музыкальные фрагменты. С какими эпизодами повести они ассоциируются?

(Учащиеся слушают пять фрагментов музыкальных произведений: П. И. Чайковский "Времена года. Июнь", Бетховен "К Элизе" ;, "Лунная соната", Шопен или другие лирические классические произведения(см. Музыкальное приложение). Можно предложить самим учащимся назвать авторов и произведения, так как многие из них учатся в музыкальной школе и знакомы с творчеством этих авторов.)

Вопросы:

Какие фрагменты повести можно проиллюстрировать этими музыкальными фрагментами? (Учащиеся назовут пейзажные зарисовки. "К Элизе" обычно ассоциируется со сценой из IX главы, когда Ася и Гагин танцуют вальс. Музыка Чайковского, по мнению учащихся, хорошо помогает понять переживания героев в сцене объяснения в гл. XVI Надо помнить, что это восприятие субъективно, поэтому своего мнения учитель не имеет права навязывать. Главное, что школьники почувствовали музыкальность повести, тем более, что героев постоянно сопровождает музыка.)

" Прочитайте описание города, Рейна, развалины, дома Гагиных с музыкальным сопровождением. Изменились ли впечатления от прочитанного?

" Почему действие повести происходит в Германии? Какова роль пейзажа? (Романтический пейзаж соответствует душевному состоянию героя. Влияние немецких поэтов-романтиков.)

" Какой пейзаж предшествует появлению Гагиных? Когда состоялось первое знакомство с Асей?(Ночь, луна, мелодия вальса) Почему? (Должно случиться что-то особенное)

" Какова роль пейзажной зарисовки в IV главе (запах конопли)? (Россия. Грусть по родине. Ностальгия.) Почему вызвал мысли об Асе? (Не такая, как все. Особенная. И "умом Россию не понять, аршином общим не измерить..." - были и такие ассоциации - Асю тоже "аршином общим не измерить".)

III. "Что за хамелеон эта девушка!"

Цель: характеристика образа главной героини; ответить на вопросы: Почему эта история так запомнилась рассказчику? Что связано с Асей?

" Обратимся к главе V. Снова мысли о России и об Асе. Какие ассоциации вызывают эти строки? (А. С. Пушкин "Евгений Онегин": Татьяна, русская душою, ...)

" Случайно ли Тургенев сравнивает Асю с Татьяной Лариной? (гл. IX - Ее душа мне нравилась; - А я хотела бы быть Татьяной.)

" Назовите черты сходства. ("как лань лесная, боязлива" Татьяна, Ася дичится; читала французские романы, "русская душою", любовь к природе, первой призналась в любви, "Ваша!", решительность, естественность поведения, искренность, драматическая развязка отношений главных героев)

" Перечислите "странности" Аси. (с помощью мультимедиа-проектора (презентация) воспроизводим 1 и 2 колонки таблицы)

Главы "Странности" Причины

II Было что-то свое, особенное.

Дичилась.

Ни одно мгновение не сидела смирно. Гл. VIII. История семьи Гагиных.

Осознает двойственность своего положения.

Искренна, не умеет лукавить.

Естественна.

Она вся - чувства и эмоции.

IV Поливает цветы на развалине.

Как коза лазит.

Самое изменчивое лицо.

Страсть знакомиться с людьми круга "низшего".

V Показалась совершенно русской девушкой.

Что за хамелеон эта девушка!

VI Полузагадочное существо.

" Может быть, Ася просто кокетничает? Ведь Н. Н. ей нравится? (Нет, это не в ее характере. Сам Н. Н. потом говорит: "Если бы она кокетничала, она бы не уехала.")

" Гл. VIII. расскажите историю семьи Гагиных. (Ася - дочь крестьянки и барина. До 8 лет воспитывалась матерью в строгости. Введена отцом в общество. Уже не крестьянка, но и барыней не станет никогда. Двойственность положения.)

       

" Почему Гагины уехали за границу?

" Каковы же истинные причины "странностей" Аси? (Заполняем 3 колонку таблицы в тетради и проецируем на экран. См. приложение - презентацию)

IV. Композиция и сюжет повести.

Цель: помочь понять учащимся, как особенности построения повести помогают раскрыть главную мысль автора и раскрыть характеры героев и их взаимоотношений.

Давайте проследим, как разворачиваются события в повести. Совпадают ли сюжет и композиция произведения?

В тетрадях учащихся и на экране должна появиться такая таблица:

Композиция Сюжет

I Воспоминания Н. Н.

II Знакомство с Гагиными. Завязка

III - VII Продолжение знакомства. "Странности" Аси Развитие событий

VIII История семьи Гагиных

IX - XV Любовь

XVIСвидание и объяснение Кульминация

XVII - XX Переживания героя. Ночь после объяснения.

XXI Утро после свидания. Уехали!

XXII Воспоминания Н. Н.

Кольцевая композиция

" Почему автор выбрал кольцевую композицию? (25-летний Н. Н. не мог до конца осознавать произошедшее. Все оценки в повести дает 45-летний Н. Н. Любовь к Асе - прекрасное воспоминание. Такого в его жизни больше не было.)

" Какого элемента сюжета нет? (Развязки) То есть сюжет повести закончился кульминацией. Почему? (гл. XX. "У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день - а мгновенье.")

На этом этапе уже некоторые учащиеся могут высказать предположение о теме урока.

V. Главный герой повести - Н. Н.

Цель: понять причины, помешавшие Н. Н. признаться Асе в любви.

" Если Ася = Татьяна (во многом), то Н. Н. = Евгений Оегин? (Нет. Разница очевидна. Онегин - зрелый человек, сформировавшаяся личность. Н. Н. очень молод, он еще не искушен ни в любви, ни в "светскости".)

" Кто же он - главный герой повести?(Таблица в тетрадях и на экране)

25 лет 45 лет

Был молод.

Меня занимали исключительно люди.

Искал уединения.

Был поражен в сердце молодой вдовой.

Романтик в душе.

"Сестра ли она ему?"

Крылья любви.

Обсуждает с Гагиным отношения с Асей.

Не решился признаться.

"Завтра буду счастлив!"

Будущее казалось беспредельным. Молодость ест пряники золоченые...

О, я безумец!

Я не сказал ей, что я ее люблю.

Чувство, возбужденное Асей, не повторилось никогда!

Храню цветок гераниума...

Боязнь ответственности. Светлые воспоминания.

Ответьте на последний вопрос рассказчика: (гл. XXII) Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? (Светлые воспоминания. "У счастья нет завтрашнего дня..." XX гл.)

Назовите тему урока.

VI. Рефлексия.

Цель: сохранить ту особую атмосферу, которую создает Тургенев в повести. Чувство первой любви прекрасно. Оно уже знакомо некоторым девятиклассникам. Повесть понравилась. Они искренне расстроены тем, что счастье "было так возможно", но...

Задание: Выберите лейтмотив повести. (Ребята остановились на "Временах года" П. И. Чайковского. Приложение 2)

VII. Список литературы:

1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Чиндилова О. В. История твоей литературы (Литературное путешествие по реке времени). Учебник для 9-го класса. В 2-х книгах. Кн.2. - М.: Баласс, 2004.

2. Еремина О. А. Поурочное планирование по литературе, 8 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии "Литература. 8 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учеждений. в 2 ч./ Авт.-сост. В. Я. Коровина и др. - М.: Просвещение, 2002". - М.: Издательство "Экзамен", 2003.

3. Киреев Р. Т. Великие смерти: Тургенев, Достоевский, Блок, Булгаков. - М.: Глобус, Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

4. Лебедев Ю. В. Иван Сергеевич Тургенев: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. - М.: Просвещение, 1989.

5. Русская литература: 9 кл.: Практикум: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/ Авт.-сост. Т. Ф. Курдюмова и др. - М.: Просвещение, 1999.

6. Слинько А. А. Русская литература XIX века (И. С. Тургенев, А. Н. Островский, Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский): книга для учителя. - Воронеж: "Родная речь", 1995.

7. Тургенев И. С. Избранное: в 2 т. Т.2: Дворянское гнездо: Роман; Отцы и дети: Роман; Повести/ Сост., коммент. М. Латышева. - М.: ТЕРРА, 1997.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков