Урок-музей: «Имя существительное»

Обобщающий урок в 5 классе.

1. Познакомить учащихся с образцами казахского прикладного искусства, научить описывать их и обобщить, закрепить знания учащихся по разделу, теме «Имя существительное».

2. Привить умения и навыки работы с текстом, уметь производить морфологический разбор имени существительного, по членам предложения.

3. Содействовать формированию патриотического воспитания, любви к своей Родине, к народному творчеству.

Оборудование: Карточки, тексты, экспонаты, презентация (класс оформлен в виде музея).

Тип урока: Обобщение

Методы и приемы: репродуктивный, частично исследовательский.

Форма: урок-музей.

Эпиграф к уроку: «Искусство народа воспитывает не только любовь к родителям, но и ко всему человечеству». Ж. Аймауытов

В течение двух недель мы говорили о существительном, и сегодня мы постараемся показать свои знания по этой теме.

И, сегодня у нас не совсем обычный урок. Наша встреча проходит в стенах музея прикладного искусства казахского народа. Народное прикладное искусство универсально. Знакомясь с изделиями из войлока, ткани, одеждой, ювелирными украшениями, мы открываем мир живого творчества. В творениях казахских умельцев отразились мудрость народа, его характер и образ жизни. И сегодня мы совершим экскурсию в далекое прошлое нашего народа, поговорим об умельцах, посмотрим их работы.

Музей, в который вы приглашены, состоит из редчайших экспонатов. Конечно, рассказать обо всех видах прикладного искусства за одну встречу невозможно. Речь пойдет лишь о некоторых из них.

И еще надо строго соблюдать кодекс туриста. Это — не толкать соседей, не шуметь, не отставать. Очень строгие правила? Не волнуйтесь! Ведь у нас еще есть правило трех «можно».

Можно:

1) слушать, задавать вопросы, отвечать на них.

2) удивляться

3) меняться местами, если это необходимо.

А сейчас внимание!

Для того чтобы зайти в музей мы должны приобрести входные билеты. Билеты получают те, которые правильно ответят на вопросы.

Итак, «Мозговая атака»

1. Какая часть речи называется существительным?

2. На какие вопросы они отвечают?

3. Как изменяются имена существительные?

4. Что вы знаете об именах одушевленных существительных?

5. Что знаете о неодушевленных существительных?

1. Что обозначает имя существительное?

2. Назовите падежи существительного? На какие вопросы они отвечают?

3. Род имени существительного?

4. Какую синтактическую роль играет существительное в предложении?

Итак, вы справились с заданием и приглашаем вас в первый зал нашего музея «Казахские ковры».

2. Экскурсовод (рассказывает о казахских коврах, показывает на стенд с видами казахских ковров.): Казахские ковры — это старинные и современные, — узорное богатство старины. Разнообразная техника изготовления, неповторимые узоры, великолепное многоцветье казахских ковров поражают воображение. Это:

1. Текеметы с основой из цветного войлока;

2. Сырмаки с орнаментом, выполненным с помощью аппликации;

3. Настенные тускиизы. Их украшают золотым, серебряным шитьем и узорными вставками.

4. Ворсовые и без ворсовые тканые ковры — клемы, сшитые из орнаментальных полос алаша.

5. Узорные циновки — шым ши.

Учитель. Казахские ковры очень красивы и разнообразны. Такие работы требует огромного труда, внимания и любви к этим изделиям а сейчас мы будем работать по текстам.

Задание.

1. Прочитать текст.

2. Найти существительные в тексте, определить число, род, падеж существительных.

3. Просклоняйте.

I гр. — юрта II гр. — ковер

Каждая женщина — казашка умела украшать свое жилище — юрту. Все было сделано ее заботливыми и умелыми руками — кошмы, войлочные ковры, сумки, мозаичные подушки. Мастерицы вкладывали в причудливый орнамент душу и сердце, и потому их творения часто становились истинными шедеврами народного творчества, а украшенная ими юрта волшебно преображалась.

3. Хорошо! И с этим задание вы справились. И вот мы входим во II зал нашего музея «Одежда казахов».

Казахи — степной, кочевой народ. В одежде отразились его традиция, культура.

Экскурсовод-ученик (знакомит с национальной одеждой казахского народа):

Одежду шили из хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных ткани, кожи, войлока, из меха и шкур — шубы, головные уборы, шаровары. Шубы из меха покрывали сукном, шелком и парчей.

Парадные замшевые халаты и шаровары Украшали вышивкой и растительными мотивами: листья, бутоны, цветы, контурные изображения человека и животных.

Шапан — основной и древний вид одежды. Халаты шили из шерстяных тканей, расшивали шелком. Предпочитали красный, ярко-зеленые цвета.

       

Один из главных элементов одежды — головной убор. Мужчины носили калпак — высокую шляпу из войлокы носили Калпак — высокую шляпу из войлока, бөрік — круглую шапку, отороченную мехом, малакай, тымақ — зимный треух из лисьего меха. Головные уборы украшали вышивкой и нашивками из тесьмы, серебряными бляхами, монетами.

Из женских головных уборов наиболее оригинальный — Свадебный саукеле. Он имел конусообразную форму, украшался самоцветами, кораллами, алмазами.

Женские камзолы были приталенные с сильно расклешенным подолом. Даже небогатые девушки имели праздничные камзолы, отделанные вышивкой, позументом и монетами. Застежками камзола служили серебряные пряжки (капсырма, каптырма) с крючкоом и петлей.

Ребята, как вы видите каждый зал имеет свои особенности, т. е. разные экспонаты и задания тоже разные.

Здесь мы работаем по карточке.

Задание 1. Составить предложения с помощью опорных слов

Уборы, нашивками, из тесьмы, головные, серебряными бляхами, монетами, украшали.

Головных, из, наиболее, саукеле, женских, оригинальный, уборов, свадебный. Имел, украшали, кораллами, и, конусообразную, его, он, самоцветами, форму, алмазами.

2. Произвести морфологический разбор любого существительного.

4. Молодцы! Переходим к следующему туру, т. е. в III зал «Ювелирные изделия казахского народа». Выставка ювелирных изделий и учащиеся рассказывают о них.

Учитель. Труд любого ювелира основывается на традициях народного прикладного искусства. В ювелирных изделиях выражены самобытность народа, его мировоззрение, отношение к природе.

Экскурсовод. Чтобы стать зергер — ювелиром, нужно было обладать особым даром от природы. Секреты ювелирного искусства передавались из поколения в поколения: от отца к сыну. Истоки казахского ювелирного искусства уходят в глубь тысячелетий. Казахские ювелиры — зергеры работали в одиночку, мастерство свое передавали по наследству.

Из золота, серебра, драгоценных камней, кораллов, жемчуга, самоцветов ювелиры делали женские украшения. Это Нагрудные украшения различной формы, подвески для кос (шолпы), браслеты, серьги, перстни, пряжки, застежки к поясам, пуговицы.

Старинные серьги делали из пластин в форме ромба, соединенных цепочками.

Перстни — массивные, украшены самоцветами. Чеканкой наносились круги, завитки, зигзаги. Перстни были разнообразной формы: овальные, круглые, квадратные, многогранные.

Слово учителя. Вставки из камней в народе именуется тас (камень) или көз (глаз). Эта метафора не случайна: камни рассматривали как всевидящее, стерегущее око, их наделяли чудодейственной силой.

Работе по карточке.

Задание.

1. Прочитать текст.

2. Найти существительные и запишите их в единственном числе.

3. Найти в предложении главные и второстепенные предложения.

Магическими свойствами в представлении казахов обладало серебро. словами: «Пусть дни ребенка Помимо колец, в воду для купания ребенка бросали серебряные монеты со будут светлыми, как серебро!».

Учитель. Изделия народно-прикладного искусства казахских мастеров доказывают то, что наши предки были совершенными мастерами и прекрасными людьми. Написанные мастерами слова — наставления воспитывают в духе чистоты плоти и помыслов, учат уважать обычаи, обряды нашего народа.

5. А сейчас мы проведем рефлексию

I группа делает сообщение на тему: «Что мы узнали о существительном?»

II группа — «Что мы узнали о прикладном искусстве казахского народа?»

Члены команд обсуждают и после обсуждения в группах спикеры составляют кластер. На размышление отводится одна минута.

Желаю успехов!

Все это созданное народом богатство — национальная одежда, ковры, посуда, ювелирные изделия — прикладное искусство нашего народа. В них ярко выражены народный опыт, традиции, мировоззрение. Мы, с вами должны знать и уважать обычаи и традиции наших отцов.

Ну что ж, наша экскурсия закончена. Вы все хорошо работали. Спасибо. До новых встреч в нашем музее.

6. Домашнее задание

Составить текст рекламы для телепередачи на тему «Ювелирные изделия казахского народа».

7. Оценка за урок