Урок обучение грамоте в 1 классе «Звук [ы], буква Ы»

Цель: запоминание графического облика буквы Ы, чтение и письмо: перевод звуковой схемы в звуко-буквенную, развитие связной речи, внимания, памяти. Воспитание прилежания.

Методы: словесный (рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа), наглядный (таблицы картины), проблемный.

1. Огр. момент (проверка готовности к уроку)

2. Упражнение «Пчёлки» — жужжащее чтение. 1 мин. + чтение глазками 1 мин.

3. Терминологический диктант

— Расшифруйте схемы. (На схемах слов не видно, они перевёрнуты)

— Трудное ли это задание?

— Что вы знаете о гласных?

— Возьмите лист на столе.

— Что на нём написано?

— Рассказ

— Подберите синоним (текст, речь)

— Какая это речь? (письменная)

— Прочитайте.

Боярышник

В конце мая одевается в Белый Наряд Барыня — дерево или боярка.

От других цветущих деревьев и кустарников Боярышник Легко отличить по колючим побегам и характерному неприятному запаху белых цветков, Собранных В Щитковидные Или Зонтиковидные соцветия. Листья у боярышника крупнозубчатые. Плоды жёлтые, оранжевые, красные или чёрные с кисточками и мучнистой мякотью. Боярышник Улучшает сон.

— Какие эти все предложения по цели высказывания?

— По интонации?

— Назовите признаки предложения.

— Ск-ко слов в последнем предложении?

— Ск-ко слов последнем слове?

— О чём этот текст?

— Назовите сравнение боярки в 1 предложении. (барыня)

4. Индивидуальное задание. Прочитать в толковом словаре. Кто такая барыня?

5. Новая тема. Знакомство с новым звуком

— Найдите общее в каждом выделенном слове в тексте и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (звук [ы] и буква ы) Слайд 1

Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока

Познакомиться со...

Учиться отличать...

Учиться читать... Слайд 2

— Произнесите этот звук [ы]

— Дайте ему характеристику (поётся, при произношении не встречает преграду, может быть ударным, безударным, образует слог)

— Найдите на ленте букв знак для обозначения звука [ы]

— Сегодня мы научились её писать.

6. Работа в прописи «Чудо-прописи» В. А. Илюхина с. 20.

— Почему нет заглавной буквы? (Нет слов с заглавной буквы Ы, это особенность русского языка)

— Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, пишем прямую, качалочка, закругляем, уходим вправо - вверх, наклонная линия качалочка, крючок до середины.

Письмо в воздухе.

       

— Написать по точкам 1 строчку Самоконтроль

— Как ты работаешь?

— На каком этапе находишься?

— Прочитайте пословицу в прописи и впишите буквы: Без к. рня. п. л.нь не р. стёт. Как вы её понимаете? (Каждому растению нужен корень)

— У каждого растения есть свои части, назовите их, образовывая множественное число, если услышите [ы] хлопните.

Корень-корни

Ствол-стволы

Лист-листья

Плод-плоды

Тычинка-тычинки

Цветок-цветы

7. Физкультминутка

Показ цветов на иллюстрациях. Будем составлять букет. Если в словосочетаниях есть звук [ы], то берём в букет цветок - встаньте, если нет, то не берём, сидите. Красный георгин, белый ландыш, синий колокольчик, разноцветные анютины глазки, голубые незабудки, жёлтый тюльпан, чёрная роза, бордовый пион.

Интересный у нас получился букет.

На доске 2 столбика слов. Хором читаем

Полынь листья

Пырей плоды

Ландыш листья

Пустырник листья, цветки

Боярышник корень

— Что объединяет 1 столбик ([ы], лекарств. растения)

— 2 столбик (часть растения, которая используется для приготовления лекарства)

— Но слова 2 столбика перепутаны.

— Сформулируйте задание (Соединить слова и часть для лечебных целей)

— Вам поможет буква, с которой начинается часть.

Полынь — л...

Пырей — к...

Ландыш — л... ц...

Пустырник — л...

Боярышник — п...

8. Составление рассказа. Слайд 4

— Вместе составим текст о лекарственных растениях, чётко выделяя его основные части.

Начало текста

Многие растения приносят пользу человеку.

Основная часть

У одних растений используется... у других..., у третьих...

Концовка

Разнообразен мир растений

9. Итог Слайд 2

Возвращаемся к цели.

— С каким новым звуком и буквой мы познакомились...

— Научились отличать...

— Научились читать...

10. Домашнее задание Слайд 5

Дифференцированное. Выбирайте сами: на зелёных листах сложное задание

Р — пропись с 20, 21

Л — выучить наизусть любое стихотворение о растениях

На жёлтых листах — простое

Р — пропись с 20, 21

Каждый ученик берёт свой лист с домашним заданием.

Открыть презентацию