Урок по литературе произведению Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

Тема: "Е. Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"

Цели урока: 1. Образовательный аспект. Создать условия для формирования полноценного навыка чтения, умений самостоятельно работать с текстом, умений работать в статичной паре, в статичной группе (в группе постоянного состава).

2. Развивающий аспект. Создать условия для развития устной связной речи учащихся, умения анализировать художественное произведение: умения давать героям оценку, умения воссоздавать прочитанное умения раскрывать причинно-следственные связи.

3. Воспитательный аспект. Создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки: цена времени. Создать условия для воспитания трудолюбия, стремления беречь и ценить время через раскрытие глубокого нравственного понимания смысла произведения. Оборудование: проектор, компьютер, диск с записью ритмичной музыки и релаксацией, портрет Е. Шварца, модель "волшебных часов", цветной картон, клей, картинки для коллажа, папка для файлов, картинки-"личики".

Ход урока.

1. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя. - Тише, тише, дан звонок - Начинается урок. - Здравствуйте, ребята (дети сидят группами). Наш урок необычен. У нас много гостей. - А как встречают гостей? Давайте улыбнёмся им, и будем дружно работать. 2. Актуализация знаний. - Посмотрите на доску. Здесь перепутались пословицы. Попробуйте их собрать (соединяют стрелочками на доске) коли делать нечего да не откладывай дела потехе час скучен день до вечера откладывай безделье делу время - Что объединяет все эти пословицы? (они о том, что время необходимо проводить с пользой, т. к. время без дела - время, потраченное зря). - Какая пословица является названием раздела? (Делу время - потехе час). Учитель: Время - это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Иными словами, делать нас богаче, сильнее, умнее. И вот какая интересная взаимосвязь получается - чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. И поэтому каждый из нас должен ценить и экономить время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы с вами убедились, прочитав сказку Е. Л. Шварца "Сказка о потерянном времени". Сегодня на уроке продолжим работать по этой сказке. Учитель: Ребята, дома вы должны были внимательно прочитать сказку, побольше узнать об авторе, подготовить пословицы и поговорки по теме, вспомнить, что такое сказка и какие сказки бывают.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: Я знаю, что многие из вас очень добросовестно подготовились к уроку. Что вы можете рассказать о Е. Л. Шварце? Ответы детей Итак, в некотором царстве, в некотором государстве, а точнее сказать, в городе Казани, давным-давно, в 1896 году, появился на свет ребёнок. И никто не догадывался, что именно в этот день, 21 октября, родился сказочник - волшебник, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц. Ещё при жизни сказочника назвали одним из лучших драматургов века, а после смерти имя его стало символом детства, добра и любви. Итак, наша сказка - быль о добром Волшебнике продолжается. Отец Жени - Лев Борисович, из старых земских врачей. Он был одаренным человеком: прекрасно пел, хорошо играл на скрипке, выступал в театре. Мать Жени - Мария Фёдоровна, тоже была прекрасной актрисой. Не случайно любовь к театру жила в сердце мальчика. Но быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается.

3. Работа с текстом.

Учитель: А теперь вспомним, как начиналась вся эта история. Кто были героями сказки?

Дети: Главный герой сказки - Петя Зубов - ученик третьего класса четырнадцатой школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица третьего класса, ученик второго класса Зайцев Вася и ученица третьего класса Наденька Соколова. Учитель: Какое же несчастье их объединило? Дети: "Состарились бедные дети, и сами того не заметили - ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята - старыми стариками".

3. Создание проблемной ситуации. Формулирование целей урока.

- Фантазия Е. Л.Шварца была неистощима, а он сам был великим тружеником. Писатель всегда старался не тратить времени попусту, как это неосторожно сделали в сказке ленивые школьники. - Представьте себя на их месте. Не правда ли страшно? - Как же надо жить, чтобы не терять времени зря? (Вопрос открывается на доске). - Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберёмся в поступках героев, дадим им характеристику. (Вбегает Петя Зубов - старичок с часами). Петя: - Ребята, меня никто не узнаёт ни в школе, ни дома. А вы-то хоть узнали? (Петя Зубов). - Вы слышали, какая беда со мной случилась? (Злые волшебники украли молодость). (Петя плачет). Учитель: - Петя, не плачь. Мы тебе сможем помочь? Петя: - Да, вот волшебные часы, если вы быстро выполните все задания, на которые они покажут, я смогу найти своих друзей по несчастью и превратиться обратно в мальчика. Учитель: - Ребята, поможем Пете? (Да). Петя: - Спасибо. Ребята, приступайте немедленно к делу, и я тоже не буду терять времени - пойду искать заколдованных детей.

4. Проверка домашнего чтения.

- Часы показывают на 1 задание: - Почему дети превратились в молодых старичков? (Всюду опаздывали, от всех отставали). - Найдите доказательства в тексте. (с. 4 "Жил - был мальчик:" до "И вот однажды:"). (с.7 "Вот ведь как, :" до "А время, потерянное:)

Задание 2: - По каким приметам Петя находил собратьев по несчастью? Для этого давайте проведём игру "Да - нет". - Я буду вам говорить - если вы согласны с моими утверждениями, то берётесь за руки и поднимаете их вверх, если нет, то мотаете головой. Итак, начнём. - Старушка сидит на скамейке и болтает ногами. (Да). - Кого из девочек Петя нашёл таким образом? (Марусю Поспелову). - Старушка идёт с большой корзиной. (Нет, это была не школьница). - Старик прицепился к трамваю № 9. (Да). - Кто это был? (Зайцев Вася). - Старик несёт ведро и кисть. (Нет). - Старик посыпает тротуар песком. (Нет). - Старушка играет в классики на одной ножке. (Да). - Кто эта старушка? (Соколова Надя). - Молодцы, вы хорошо знаете сказку.

       

Задание 3: - Как и в любом произведении есть самый напряжённый момент. Давайте найдём его и прочитаем по ролям. (с.14 "Влез Петя Зубов:" до "Посмотрите ребята:") (Читают 3 человека: автор, Маруся, Петя).

Задание 4: - Часы предлагают нам отдохнуть.

Физкультминутка: Мы осанку исправляем, Спинки дружно прогибаем, Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись.

Задание 5. Учитель. - Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка? Ученики. Отставал в учебе, опаздывал на занятия, не тужил. Учитель. - Найдите отрывок и зачитайте: из-за чего расстроился Петя Зубов, став старичком? Ученики. (С. : " Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей... Никому не нужен... Даже пенсии не дадут, ведь я всего три года работал. Да и как работал - на двойки да на тройки. И главное, ничему не успел научиться")

Задание 6. Учитель. - Кто является главными действующими лицами второй части? - На какие две группы их можно разделить? Ученики. Дети Злые волшебники Петя Зубов Сергей Владимирович Маруся Поспелова Ольга Капитоновна Надя Соколова Марфа Васильевна Вася Зайцев Пантелей Захарович Учитель. - Как вы думаете, почему Е. Л. Шварц называет волшебников злыми? Ученики. Время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. Попросту они время украли. Учитель. - Найдите в учебнике и ответьте, как Марфа Васильевна характеризует детей, которых они превратили в старичков? Ученики. -"Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу собьются" с.28 Учитель. - А что о детях говорит Пантелей Захарович? Ученики."Не придут они к 12 часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают" с. 28

Задание 7. - Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Герои-дети и герои-волшебники. Какие качества человека присущи им? Выберите и разложите карточки в две группы. (На партах учителем заранее приготовлен раздаточный материал: Дети Волшебники Испуганные, злые, ленивые, себялюбивые, дружные, завистливые, смелые, хмурые.) Учитель. - Прочитайте качества, присущие детям. - Прочитайте качества, характеризующие волшебников. - Кто не согласен с таким распределением качеств главных героев? (После работы в парах, учащиеся доказывают свою точку зрения) Учитель. - Выберите, какие качества человеку надо воспитывать в себе? - Почему другие качества не выбрали?

Задание 8 Учитель. - Найдите и прочитайте, какую тайну узнал Петя? Ученики. (с. : "К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек, стоит ему только захотеть. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в 12 часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на 77 кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем")

Задание 9 Учитель. - Ребята, продолжим работу по группам. Во время работы помните о правилах "дружной работы". - Каждая группа получит свое задание:

Задание 10 (Задания для работы в группе. 1.) I. Чтецы: найдите и прочитайте, по каким признакам искал Петя старичков-школьников. Ученики. Старички вели себя как дети: играли в мячик в трешки, выковыривали изюм из булки, катались на "колбасе" трамвая, играли в классики. (Задания для работы в группе. 2. ) II. Артисты: найдите в сказке отрывок, который может доказать, что старые люди вели себя как дети. Проинсценируйте. Ученики. (1. Маруся Поспелова выковыривала изюм из булки, сидя на лавке. 2.Маруся Поспелова играла мячиком в трешки. 3.Надя Соколова играла в классы, скакала на одной ножке. 4.Вася Зайцев катался на "колбасе" трамвая).

Задание 11 - Ответьте на вопрос, который задали в начале урока (вопрос на доске). - Как надо жить, чтобы не терять времени? (ценить время, не откладывать дела на потом,:.)

Задание 12 : Когда стрелки сходятся в цифре 12, обычно происходит какое - то чудо. Как во многих сказках, в нашей тоже должно произойти чудо... (Вбегает в класс Петя Зубов-мальчик). - Ребята, вы помогли мне и моим друзьям снова стать детьми. Теперь я понял, что время - это жизнь, а жизнь дана на добрые дела. Ведут часы секундам счёт Ведут минутам счёт. Часы того не подведут, Кто время бережёт... :С часами дружба хороша! Работай, отдыхай, Уроки делай не спеша И книг не забывай! 5. Рефлексия деятельности на уроке. Учитель. - Какой урок мы можем извлечь из этой сказки? - Давайте сделаем обобщение, в каком предложении заключается главная идея сказки? Процитируйте. Ученики. "Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет" Учитель. - Какие же выводы вы сделали для себя после чтения сказки Е. Л. Шварца?

Домашнее задание

1. Подготовьте подробный пересказ одной из частей сказки. Кто желает, может сочинить свою сказку о лени, трудолюбии, о взаимовыручке, о цене времени.

Фиксация интереса к уроку

Учитель.- А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после этого урока. Почему? Выберите, пожалуйста, смайлик и объясните свой выбор. Ученики. Выбирают один из смайликов и объясняют свой выбор (радостное настроение, безразличие, грустное, печальное настроение) Учитель.- Спасибо за урок, ребята.

Дополнительно.

Работа над пословицами и поговорками. - Заметили ли вы, что в сказке автор употребляет пословицы и поговорки? - Найдите и объясните их смысл. (Выписать на доску). (Всё пропало. Держать ухо востро. Как сквозь землю провалился. И в ус не дует. Не терять времени даром. Терять время понапрасну.)