Урок развития речи на тему “Письмо” – русский язык, уроки

Цели:

· познакомить учащихся с эпистолярным жанром "письмо", его

· структурой;

· способствовать возрождению письма как способа общения,

· совершенствуя культуру письменной речи;

· развивать грамматическую зоркость, повторить орфографические и пунктуационные правила, изученные ранее;

· воспитывать чувство уважения к собеседнику, особенно старшего

· поколения, чувство патриотизма, гордости за свою страну и ее героев.

Оформление: слайдовый ряд с изображением писем различных эпох, в том числе военных лет - треугольники, конверты, рисунок с пишущей девочкой, медали ветеранов, песни военных лет ("В землянке", "Темная ночь" и др.), эпиграф к уроку.

Ход урока.

1 .Вступительное слово учителя.

-Здравствуйте, ребята. Здравствуйте. Как здорово, что мы с вами можем так запросто общаться. А если бы нас разделяло пространство? Конечно, вы можете сказать: "Ничего страшного. Есть телефон, Интернет..." Действительно, в современном мире существует огромное количество средств общения, не то, что в давние времена. Если бы нам удалось перенестись всего лишь на полвека назад, то мы бы увидели, что люди обменивались информацией главным образом через письма. А что же такое письмо?

-Именно об этом мы и будем сегодня говорить. Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока "Письмо". Итак, нам предстоит выяснить, что такое письмо, какие правила необходимо помнить, приступая к его написанию, как оформлять конверт и, конечно же, нам нельзя забывать об орфографических и пунктуационных навыках.

2. - Что же такое письмо? Легко ли его написать?

Писать письма совсем не просто. Письмо — эпистолярный жанр. Главное — научиться на бумаге выражать доброе отношение к человеку, показать свои чувства, выразить их с помощью слов.

-1-ый слайд - девочка пишет письмо.

Комментарий к слайду: "Посмотрите, ребята, как старательно выводит буквы эта девочка. Какое сосредоточенное у нее лицо. Как аккуратно придерживает она край листа, чтобы он не съехал в сторону.

-Обратите внимание, чем она пишет? Правильно, пером. А вот и чернильница рядом. Одна, даже незначительная, помарка, клякса - придется все начинать заново. А ей еще предстоит подобрать самые нужные слова.

Не забывайте - слог письма должен быть ясным и простым. Следует быть внимательнее к словам, чтобы случайно не обидеть человека.

3.-Какие же правила следует знать, приступая к написанию письма?

2-ой слайд: "Культура написания письма".

Письмо состоит из нескольких частей: обращения, вступления, изложения, заключения, подписи, может быть Р. S. —постскриптум (когда дописывается то, что вспомнили после написания письма).

Бумага для письма должна быть чистой и аккуратно обрезанной.

Не пишите писем карандашом.

Старайтесь не делать исправлений, ошибок.

Чистый, неизмятый конверт подписывается четко, аккуратно.

Никогда не вскрывайте чужих писем и не читайте уже вскрытые. Это относится и к самым близким людям. Это выражение уважения к свободе другого человека.

Поздравительные письма отправляйте заблаговременно.

Отвечать на письма нужно как можно быстрее (не позднее чем через 3-4 дня после их получения).

(Дети, по мере появления строчек на экране, делают записи в тетради)

4.Беседа.

-Ребята, вы узнали, что такое письмо, как его писать. А для чего люди пишут письма? (Варианты ответов учащихся, например: рассказать об изменениях в жизни, поделиться радостью или сообщить о происшествии и т. д.)

-О чем пишут в письмах? (Как первый раз пошел в школу, какого щенка или котенка подарили, какие у тебя друзья и т. д.)

       

3-ий слайд - письма.

Обращаю ваше внимание, что на всех письмах отведено специальное место для адреса отправителя и получателя, индекса, имеются марка и печать.

Какая огромная работа предстоит почтовой службе, чтобы письма нашли

адресата. И ошибиться здесь никак нельзя.

-Как оформить конверт, чтобы письмо нашло адресата?

Я предлагаю вам выполнить такую работу. На столах у всех лежат "конверты", которые мы сейчас и подпишем. Я просила вас узнать у родителей ваш точный домашний адрес. Возьмите "конверты" и впишите его в верхней левой части. Не забудьте прописать индекс (обратите внимание на то, как пишутся цифры). Молодцы. Часть работы выполнена. А кому мы адресуем письмо? Пока вы учитесь, я предлагаю написать его на адрес нашей школы.

Г. Астрахань

Ул. Панфилова,36

МБОУ г. Астрахани "СОШ№52" 414019

Замечательно. Теперь, когда вы захотите кому-то отправить письмо, я уверена, сделаете это грамотно.

5.А ведь были времена, когда письма отправлялись без конверта. Как вы думаете, почему? Это особенные письма - письма с фронта. Рассказ ученика о письмах - треугольниках.

Письма-треугольники (Звучит "Темная ночь")

Солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получался треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту.

Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которые на фронте всегда были в дефиците, (ученица показывает, как складывали такое письмо)

Конверт-треугольник — обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось — его всё равно должна была прочитать цензура; почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.

4-ый слайд - треугольники, почтовая карточка, воинское

6.Инсценированное чтение стихотворения К. Симонова "Жди меня". ( Звучит песня военных лет "В землянке")

7.Обратимся к эпиграфу нашего урока: #

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

"Давайте, люди, никогда

об этом не забудем".

В этом году наша страна в 70 раз будет отмечать День Победы. Сердцу каждого из нас дорог этот праздник. Дорог памятью о тех, кто ценою своей жизни отстаивал свободу. Мы всегда должны помнить о людях, отдавших свои жизни за светлое будущее нашей страны. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Память об их подвиге будет вечно жить в наших сердцах, сердцах наших детей и внуков. Наши дети должны знать, какою ценою завоевано их счастье, не забывать тех людей, которые приближали Победу. Как мало осталось тех, кто пережил ужасы войны. Как часто их несправедливо забывают. А им так не хватает наших теплых, ласковых слов, наших заботы и внимания. И в наших с вами силах сделать этим людям приятное. Давайте напишем им письма со словами нашей благодарности, поздравим их с наступающим праздником - главным праздником в их жизни, расскажем о себе - знающих о той страшной войне, благодаря им, лишь по рассказам да по кинофильмам. Это и будет наш маленький вклад в общее дело.

-Как можно начать письмо ветерану?

("Здравствуй, дорогой ветеран Великой Отечественной войны! Приближается День Победы..."

"Здравствуй, Солдат Победы, уважаемый ветеран Великой Отечественной войны! Пишет тебе ученик (-ца) 6-го "А" класса МБОУ г. Астрахани "СОШ№52"..."). А если у кого-то есть родственник - ветеран или просто знакомый, то еще лучше пригласить его в гости или навестить лично с наилучшими поздравлениями и пожеланиями.

Итоги урока: - Что больше всего запомнилось на уроке?

-Какие правила написания письма вы теперь знаете?

-Что интересного узнали сегодня на уроке?

-Что понравилось?

8.На дом: написать письмо ветерану.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков