Урок русской грамоты: Звуки [д], [д'], буквы Д, д

Цели и задачи урока:

    Познакомить детей с согласными звуками [д], [д`], буквами Д, д. Вырабатывать навыки осознанного чтения. Способствовать развитию фонематического слуха учащихся. Способствовать обогащению словарного запаса учащихся. Развивать логическое мышление, мелкую моторику, внимание детей. Способствовать воспитанию культуры общения.

Оборудование к уроку: музыкальное сопровождение (Песенка о Карлсоне), куклы (Карлсон, Фрекен Бок), слоговые карточки.

/,а остальные — гласные.

Чтение гласных

— Поднимаемся по лесенке.

— Спускаемся по лесенке.

— Тихо.

— Громко.

3. Введение в тему урока

— Скажите, пожалуйста: герой какого произведения этот замечательный мальчик? (Фото)

Правильно! «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше.»

А кто автор этого произведения? (Астрид Линдгрен.)

Малыш, так зовут главного героя, как и вы, пошел в этом году в школу. И у него еще многое не получается. Давайте мы ему поможем. Сегодня Малыш должен выполнить три задачи:

    Красный кружок — познакомиться с новым звуком и буквой

    Зеленый кружок — научиться писать эту букву

    Желтый кружок — научиться читать слова с этой буквой

И лишь если он всё это выполнит, то к нему прилетит… (Карлсон)

3.1. Повторение.

А начнём мы с повторения пройденного материала.

Вспомните, как обозначаются слова?

На какие более мелкие частички делятся слова?

Слова делятся на слоги.

Как узнать количество слогов в слове?

Поставить руку к подбородку. Произнести слово, сколько раз ударился подбородок о руку, столько и слогов.

— На какие более мелкие частицы делятся слоги?

Слоги делятся на звуки.

— Какие бывают звуки?

— Как обозначаются?

— Какие бывают гласные звуки?

— Какие бывают согласные звуки? Как они обозначаются?

— Молодцы! Наша разминка окончена.

Мы вспомнили важные для нас и Малыша сведения.

4. Изучение нового материала

В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья. Вот в этом доме и жил Малыш. (картинка)

4.1. Слого-звуковой анализ слова.

— Произнесите слово дом. Сколько звуков в этом слове?

— Запишите каждый звук точкой.

— Сколько гласных звуков? Какой по счету гласный звук? Выделите его красным цветом.

— Разделите слово на слоги (Нельзя, один слог.) Как определили?

— Куда падает ударение? Будем ли обозначать ударение? (Нет, так как один гласный звук).

— Как называются остальные звуки? (Согласные.)

— Медленно произнесите слово и обозначьте твердость и мягкость согласных звуков.

— Позвоним в квартиру. (Динь-динь-динь.)

— Какой первый звук в слове Динь? Составим схему слова динь.

— Произнесите первые звуки в словах Дом и Динь.

— Эти звуки гласные или согласные? Как вы определили? (Воздух встречает преграду.)

       

— А теперь определим, звонкие или глухие эти звуки. Положите пальцы на горло, произнесите звук [д], звук [д`]. Что вы чувствуете? (Дрожание в горле.) Значит, эти звуки звонкие или глухие? (Звонкие.)

4.2 Знакомство с печатными буквами Д, д.

Звуки обозначаются буквой Д.

На доске карточка с изображением печатных букв Д, д.

— На что похожа буква Д? (Ответы детей.)

    Д-с высокой крышей дом.

    В этом доме мы живем.

    (В. Ковшиков)

(Учитель показывает образец написания печатных букв Д, д на доске.)

Учащиеся пишут печатные буквы в тетрадях.

— Где на ленте букв нужно искать новую букву? (В верхнем ряду, где расположены буквы, обозначающие звонкие звуки.)

— Почему она «живёт» в сине-зелёном домике?

4.3. Кто-то зазвонил в дверь. Это пришла фрекен Бок.

А кто такая эта фрекен Бок? (Домработница.)

Что входило в её обязанности? (Следить за малышом)

Сравните два слова: дом и домработница. Что вы заметили? (Они близки по значению.)

Малыш надеялся, что домработница будет молодая, красивая и милая девушка, вроде учительницы в школе. Но все вышло наоборот. Фрекен Бок оказалась суровой пожилой дамой. Задание от Фрекен Бок.

Нужно прочитать слоги на доске:

 Да ад До од Ду уд Ди ид ды ыд

Слоги прочитаны, молодцы.

Давайте напечатаем слова с новыми слогами в тетрадь.

Рефлексия: С одной задачей мы справились. С каким звуком и буквой мы познакомились?

(Убираем кружок)

4.4. Физминутка. Раз мы ждём Карлсона, то и физминутка будет о нем.

    Что повесили носы,

    Загрустили, малыши?

    Я пропеллер заведу,

    Прямо с крыши прилечу.

    Плюшки где, варенье, торт?

    Карлсон живо всё сметёт.

    А потом шалить, за мной!

    Я ужасно заводной!

4.5. Работа в Прописи.

Неприятности начались со следующего же дня, как только Малыш пришел из школы. На кухне не было ни мамы, ни какао с плюшками — там теперь царила фрекен Бок.

— Все мучное портит аппетит, — заявила она. — Никаких плюшек ты не получишь.

А ведь сама их испекла: целая гора плюшек стыла на блюде перед открытым окном.

Наша задача научиться писать строчную букву д.

Подготовим руку к работе. (Плюшки)

Рассмотрим элементы буквы. Пропишем их. Соединим элементы в букву.

Динамическая пауза.

Представьте, что у вас на кончике носа находится кисточка. Постарайтесь написать ею на потолке печатную, а потом прописную букву Б и П.

Рефлексия: Мы научились писать строчную букву д. (Убираем один кружок)

4.6. Малышу обязательно нужно выполнить задание. Ведь остался только один кружок.

Подобрать к схемам слова.

Рефлексия: вот и выполнена последняя задача. Мы справляемся и с этим заданием: научились читать слова с новой буквой.

Итог урока

И тут послышалось жужжание, и в комнату влетел Карлсон.

    Все девчонки и мальчишки

    Полюбить его успели.

    Он — герой веселой книжки,

    За спиной его — пропеллер.

    Над Стокгольмом он взлетает

    Высоко, но не до Марса.

    И малыш его узнает.

    Кто же это? Хитрый…

    Ответ: Карлсон

(Запись музыки)

Рефлексия

— С каким новым звуком и буквой мы познакомились?

— Ребята, найдите в карточке сколько букв Д спряталось? Закрасьте их. (Приложение № 1)

А В Ц Д К
Р Д Л Ю Д
Д Х Д Ч Ж
Э О Й Р Д

Рисунок 1

Урок закончен. (Исполняется фонограмма песни «Смешной человечек»)