Ветер

С помощью данного видеоурока вы сможете самостоятельно изучить тему «Ветер». Вначале мы дадим определение ветру, рассмотрим, как он образуется, что является главной причиной его возникновения. Затем изучим различные типы ветров, узнаем, с помощью каких приборов изучаются ветры.

Тема: Атмосфера

Урок: Ветер

Введение

Цель урока: узнать, как образуется ветер и какие бывают ветры.

Определение. Причины ветра

Ветер – движение воздуха в горизонтальном направлении.

Главная причина образования ветра – разница в атмосферном давлении: ветер дует из области высокого давления в область низкого, и чем больше эта разница, тем сильнее ветер.

Виды ветров:

1. Постоянные (пассаты, западные)

2. Переменные (бризы, муссоны)

3. Местные (бора, фен, сирокко)

Бриз, муссон

Бриз – ветер на берегах морей, крупных озер и водохранилищ, меняющий направление на противоположное дважды в сутки. Днем бриз дует с более холодной воды на нагретую сушу, компенсируя восходящие потоки над более теплой поверхностью. Ночью восходящие потоки формируются над более теплой водой, и с суши на воду устремляется компенсирующий поток воздуха. Таким образом, бриз возникает из-за разницы температур и давления.

Бриз

Рис. 1. Бриз

Бризы ощущаются на значительном расстоянии от берега, иногда до нескольких десятков километров. Особенно они развиты летом.

Схема движения бриза

Рис. 2. Схема движения бриза

Муссоныустойчивые сезонные переносы воздуха у земной поверхности и в нижней части тропосферы. Характеризуются резкими изменениями направления от зимы к лету и от лета к зиме, проявляющимися над обширными районами Земли. В каждом из сезонов одно направление ветра заметно преобладает над другими, а при смене сезона меняется на 120-180 градусов. Муссоны вызывают резкую смену погоды (с сухой, малооблачной на влажную, дождливую или наоборот). Например, над Индией отмечается летний (влажный) юго-западный муссон. В северном полушарии муссоны дуют летом-осенью с океана на сушу, принося дожди, зимой – с суши на море, в южном полушарии всё наоборот.

Схема движения муссона

Рис. 3. Схема движения муссона

Муссоны характерны для стран, имеющих выход к Тихому океану (Китай, Япония, Филиппины, Вьетнам и др.), и стран юго-восточной части Индийского океана (Индия, Таиланд, Бангладеш). Муссоны играют большую роль при формировании климата, в жизнедеятельности и хозяйстве людей. Во многих странах выделяют два сезона: сухой (когда муссоны дуют с суши) и влажный (когда муссоны дуют с океана).

Муссонные дожди в Индии

Рис. 4. Муссонные дожди в Индии

Пассат, западный, бора, фен, сирокко

Пассаты – постоянные ветры, дующие от тропиков к экватору. Над тропиками высокое давление, поэтому ветры дуют из этих областей в сторону низкого давления.

Схема движения пассатов

Рис. 5. Схема движения пассатов

Западный ветер – постоянный ветер, дующий в западном направлении в умеренных широтах.

Рис. 6. Схема основных видов ветра

Бора – это резкий, сильный ветер, направление которого также подобно фену. Он дует с гор на побережье.

Рис. 7. Схема движения боры

Фён – легкий ветер, который характерен для гористой местности. Дует этот ветер, как правило, с гор на равнину.

Сирокко – сильный южный ветер, который характерен для Северной Африки, а также близлежащих регионов. Этот вид ветра зарождается в пустыне Сахара. Он несет очень жаркий и сухой воздух.

Значение и изучение ветра

Значение ветра:

1. Перемешивает атмосферы

       

2. Образует волны и течения

3. Улучшает экологическую ситуацию

4. Переносит вещества и частицы

5. Используется человеком в хозяйственной деятельности

Ветер может стать и причиной бедствий. Сильные разрушения наносят ураганы на суше, штормы в море. Разрушительное действие урагана связывают, прежде всего, с ветром, но следующие за ним фазы ливней и наводнений значительно более опасны. Эти явления могут приводить к катастрофическим последствиям, иногда – в масштабах нескольких государств.

Рис. 8. Последствия урагана «Сэнди»

Человек с давних пор изучает ветер. Силу ветра измеряют в баллах по 12-балльной шкале, а его скорость – в метрах в секунду (м/c). Скорость ветра измеряют с помощью анемометра. Отсутствие ветра – штиль.

Рис. 9. Анемометр

Сила и скорость ветра

Силу ветра измеряют в баллах по 12-балльной шкале, а его скорость – в метрах в секунду (м/c). Для измерения силы ветра используют шкалу Бофорта.

Шкала Бофорта и ее характеристика

Рис. 10. Шкала Бофорта и ее характеристика

Если о господствующих температурах можно судить по кривой графика хода температуры в местности, то о господствующих ветрах можно судить по графику, который называют Розой ветров.

Способ построения розы ветров за месяц

График, характеризующий режим ветра в конкретной местности, строящийся на основе длительных наблюдений, называют Розой ветров.

Строится данный график следующим образом. Сначала вычерчивают линии: вертикальную линию Север – Юг, горизонтальную линию Запад – Восток, а также линии Северо-запад – Юго-восток и Северо-восток – Юго-запад.

Условно принимают, что одному дню на графике соответствует один отрезок с заданной величиной. Величина отрезка может быть различна, например, 0,5 см. Далее на производится подсчет – сколько дней на протяжении месяца ветер дул с каждого из направлений. На линиях, соответствующих направлениям, отмечают, начиная от центра графика, число дней, в течение которых дул ветер. Например, если северный ветер дул в течение четырех дней, то на линии Севера отмечают 2 см (0,5 см. умноженные на 4 дня). Северо-восточный ветер дул шесть дней – на линии Северо-восточного ветра отмечают 3 см. Восточный ветер дул 4 дня – отмечают 2 см. Юго-восточный ветер дул три дня – на линии Юго-восток отмечают 1,5 см. И так далее. Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединяют. Далее в центре графика размещают круг, в котором указывают количество дней, во время которые ветра не было. Например, при построении Розы ветров за месяц, в котором 30 дней, и вычислив, что ветренных дней в месяце было 29, мы получаем один безветренный день и указываем единицу в центре Розы ветров. Таким образом, мы получаем график ветра за месяц, называемый Розой ветров.

Рис. 11. Роза ветров

Заключение

Итак, мы изучили что такое ветер и что является причиной его образования. А также какие на планете встречаются ветры и с помощью какого графика можно определить господствующие ветры той или иной местности.

Домашнее задание

Параграф 39.

1. Какие виды ветров вам известны?

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа; ДИК, 2011. – 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты: М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А. П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География: Начальный курс: Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 144 с.

2. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А. А. Летягин. – М.: