Внеклассное мероприятие лекция—концерт на тему «В гостях у госпожи Мелодии»

План:

1. Народные песни: а) русские, б) казахские

2. Сказки.

3. Лирические мелодии: а) колыбельные песни, б) джазовые обработки

4. Вальсы: а) классические, б) современные.

Оформление концертного зала: зажжённые свечи в подсвечниках, репродукции картин, портреты композиторов, эскизы национальных костюмов.

В мероприятии принимают участие учащиеся 1–7 классов отделения фортепиано.

Ведущий: Добрый день! Сегодня все мы в гостях у госпожи Мелодии (звучит тема первого концерта П. И. Чайковского).

Там, где небо сходится с землёй,

Горизонт родился молодой.

Я бегу желанием томим,

Горизонт уходит — я за ним…

Что там за горизонтом? Наша мечта, наверное… Госпожа Мелодия любит мечтать… Мечта зовёт, манит вдаль… А там, вдали, полоска бескрайней степи, леса, облака, туманности… И всё это живёт, движется — жизнь земли и жизнь неба, разделённые линией горизонта.

Линия мелодии… Какие дали, какую глубину открывает она? Здесь тоже всё жтвёт, меняется. Здесь тоже есть облака и туманности. Необъятное пространство, только музыкальное.

Тронула умелая рука акына струну и заговорила, запела домбра; поплыли звуки яровчатых гуслей — и вот уже величавая, распевная речь народных сказителей неторопливо повествует о давно прошедших временах. Народный фольклор — вот тот неиссякаемый родник красоты и мудрости любого народа («народ» по-славянски - «язык»). Казахские кюи, русские былины, украинские думы, норвежские саги, французские песни о Роланде, немецкие сказание о нибелунгах — вот тот источник, в котором черпали вдохновение поэты и композиторы всех времён и народов! М. И. Глинка (русский композитор) так и говорил: «Музыку сочиняет народ, а мы композиторы, только аранжируем (изменяем) её». А как вы думаете, есть ли в народной музыке что-то особенное, отличающее её от музыки, сочинённой композитором? Конечно есть!

       

Во-первых — песни эти пели по памяти, передавая устно от старшего поколения младшему. От того и нельзя было определить, кто же сочинил песню. Получалось, что автор её не один человек, а весь народ.

Во-вторых, если песни передавали устно, то каждый мог присочинить к одной и той же мелодии что-то своё. В далёком прошлом люди верили в то, что слова, да ещё соединённые с музыкой и движением, обладают магическим, заклинательным свойством, и что пением таких песен можно призвать благо, отогнав всё недоброе. Строились такие народные песни — пляски на одной — двух мелодиях, используя метод многократного повторения. Очень популярны деревнях и сёлах были лирические хороводы (хоро, коло — в переводе со славянского — «круг»). А круг, как мы уже знаем, — это особая фигура: символ Солнца и символ Вечности для очень многих народов. Лирические, хороводные песни звучат широко; неторопливо развёртываясь, они переливаются красивыми подголосками, сопровождаемые плавными, скользящими движениями, мелкими шагами. Мелодия в таких песнях — хороводах строится на контрасте сольного, распевного куплета и хорового припева, более задорного и простого, в котором припевают: «Ай, люли — люли. Ой дидо — ладо». (Звучит р. н.п. «Во поле берёза стояла» в обработке Сорокина).

Многострадальная, крепостная Русь…

«Эх, дубинушка ухнем.

Эй зелёная, сама пойдёт.

Подёрнем, подёрнем — да ухнем»

Это не пение, это стон раздаётся над широкой матушкой — Волгой… Артель бурлаков тянет гружённую баржу. (репродукция картины И. В. Репина «Бурлаки на Волге»). Мелодия зарождается как бы издалека, но вот она крепнет, набирает силу и кажется, что уже не горстка людей поёт её, а весь народ с болью и горечью повествует о своей нелёгкой крепостной доле (звучит р. н.п. «Дубинушка» обр. Александров).

Казахский народ издавна славится своей любовью к музыке. Его прекрасные песни и кюи вызывали восхищение Р. Роллана, крупного советского композитора и музыковеда Асафьева, русских композиторов Бородина, Ипполитова — Иванова. Многие выдающиеся композиторы использовали в своих произведениях казахские мелодии.

Есть у казахов замечательное поэтическое предание, рассказывающее о том, что когда-то в незапамятные времена, песня летела над миром. и там, где она опускалась низко над землёй, люди её слышали и запоминали. Особенно долго и низко песня летела над бескрайними просторами казахских степей. С этих пор, сколько себя помнят и знают казахи, они поют песни.

Ты — зрачок глаз моих,

Дум залог дорогих,

Сердцу мук не забыть,

Столь глубок шрам от них.

Слышал я от седых мудрецов речи их:

«Нет, пророк не являл нам такой средь живых».

(1.Абай «Көземні