Внеклассное мероприятие «Любить свой край — это и знать его»

Ведущий: Наше государство — Республика Казахстан занимает огромную территорию. Это и равнины, и горные хребты, и леса, и пустыни. Чтобы пересечь нашу республику нужно несколько часов лететь самолётом. В какую бы область республики вы не приехали, вам покажут самое красивое. И прежде всего природу. Она неожиданна и доверчива в любом уголке Казахстана.

И вы вдруг воскликните: «А ведь какая красота!»

Сейчас все люди мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому ведётся большая работа по охране природы. На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных.

Конечно, люди и сейчас продолжают использовать природу. Но делать это нужно так, чтобы не причинять природе вреда.

К сожалению. Ещё не все люди хотят и умеют беречь природу.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их.

И безумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное: «Стой!»

Нам казалось всё мало, всё мало.

А потом в толпе людской

Мы охапки тащили устало.

И не видели как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обречённо глядел василёк,

Безнадёжно гвоздики глядели…

«Природа как израненная птица кричит, просит нас о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства».

Вопрос: Какие вы знаете цветы?

Обобщение: Цветы делятся на несколько групп.

(Выходят трое детей, у одного комнатные растения, у второго садовые растения, у третьего полевые цветы.)

1-й ученик. Ребята вы уже знаете, что люди садят дома цветы. И называются они комнатными растениями. Люди их садят в специальные горшочки, поливают их, рыхлят землю, вытирают пыль с листочков. Эти цветы украшают дома и разные помещения.

2-й ученик. Из этих цветов можно составлять букеты. Потому что эти цветы выращены человеком в огородах, садах.

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов

И они глядят на нас с тобою.

3-й ученик. Как хорошо, что на Земле есть растения! Они выделяют в воздухе кислород, живых существ.

Запомни правило!

Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов.

Бывает, что люди, даже не срывая растения, губят их. Причина этого вытаптывание.

В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

Нельзя забывать о том, что в природе всё взаимосвязано. В руках человека красота и богатство родной земли.

Помни об этом!

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все и я, и ты,

Если мы сорвём цветы-

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Все вместе

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Сценка «Мальчик и мотылёк»

       

Мальчик

Мотылёк, как же так?

Целый день ты летал

И совсем не устал?

Расскажи, как ты живёшь?

Что ты ешь? Что ты пьёшь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всём.

Мотылёк

Я живу на лугах, и в садах, и в лесах.

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров,

Мне еда и питьё — ароматы цветов.

Но живу я недолго — не более дня.

Будь же доброй со мной и не трогай меня!

Ведущий задаёт вопрос детям

— Какие лекарственные травы вы знаете?

(подорожник, ромашка, облепиха, шиповник, красная смородина….)

Запомни правило!

Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

Сценка

Девочка — ромашка (сидит с букетом)

Много трав растёт полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Травяная ведьма:

Я хочу тебе дружок,

Дать в букет ещё цветок (протягивает пучок дурмана)

Ромашка:

Разгадала твой обман!

Посмотрите, вот дурман-

Ядовитая трава.

Разболится голова

От подарка твоего

Забирай назад его! (ведьма убегает)

Ох уж эта травяная ведьма!

Так и норовит сделать гадость.

То корешок ядовитый подсунет,

То траву несъедобную. (крадучись, возвращается травяная ведьма)

Травяная ведьма:

Я одумалась, ребята,

Лучше вместе в лес пойдём,

Соберём шалфей и мяту,

Нежных ландышей нарвём.

Дома их поставим в вазу.

Ромашка:

Поняла я, братцы сразу

Хитрый замысел её (Загораживает ребят от ведьмы. Та грозит Ромашке кулаком и убегает)

Мы растенья эти знаем,

Бережём и охраняем

От таких лихих, как эта,

Собирательниц букетов.

В книгу красную они

Уж давно занесены

Мы их рвали не на потеху,

Отнесём мы их в аптеку!

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

Вопрос: Ребята, а кто знает, что такое красная книга? (Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесённых в эту книгу, охранять нужно особенно бережно.) Чтение стихотворений детьми наизусть (по усмотрению учителя)

Ведущий: Давайте запомним, что нельзя ломать ветки деревьев, кустарников, срывать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, уничтожать лягушек и жаб…. Но будет ли природе хуже, если ты собирая ягоды, сломаешь несколько веток, или сорвёшь всего 3–4 цветка, или поймаешь одну — единственную бабочку?

Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесённая природе. И если одну такую рану нанесёшь ты, другую твой товарищ, третью, четвёртую, пятую кто-то ещё — что же станет с природой…?

А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

«Я сорвал цветок и он увял

Я поймал мотылька

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться

К красоте можно только сердцем»

Так давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы…

Исполняется один куплет и припев песни «Солнечный круг»