Внеклассное мероприятие «Самый умный математик»

Цели:

    Привить интерес к предмету Развить интеллектуальную культуру средствами математики Воспитание самостоятельности, культуры общения.

Оформление:

    Презентация Карточки с номерами ответов

Правила игры: Участвуют 10 человек.

1. Отборочный тур — 20 вопросов. Выбывают 4 человека, набравшие меньшее количество баллов.

2. Полуфинал. Выбрав раздел математики, в котором участник ориентируется лучше всего, отвечает на вопросы из этого раздела ровно 1 мин. Начинает участник, набравший больше всего баллов. Трое выходят в финал, где при помощи «дешифровщика» решают очерёдность ответов на вопросы

3. Финал. Выбрав тему, отвечают на вопросы. Если вопрос своей темы — 2 балла, вопрос противника — 3 балла, категория «общие вопросы» — 1 балл.

2

3. Математическая мозаика

Вопросы:

1. Одно яйцо варится 5 минут, за сколько минут сварится 4 яйца?
2. Назовите единицу массы драгоценных камней.
3. Первая русская женщина математик?
4. Что произнёс Архимед, выскакивая из ванны?
5. Заяц вытащил 8 морковок и съел все кроме 3. Сколько морковок осталось?
6. Сколько углов в квадратной комнате?
7. Пифагор или Архимед был олимпийским чемпионом по боксу?
8. Создатель системы координат?
9. Кого называют математиком из Сиракуз?
10. Единица скорости на море?
11. Если у треугольника отрезать один угол, сколько углов останется?
12. Число, которое делится на 2 — чётное или нечётное?
13. Сколько цифр вы знаете?
14. Гусь на двух ногах весит 4 кг. Сколько весит гусь, стоя на одной ноге?
15. Сколько дней в году?

4. Геометрия

Вопросы:

1. Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоскости?
2. Основные фигуры в планиметрии?
3. Утверждение, не требующее доказательств?
4. Сколько признаков равенства треугольников мы знаем?
5. Как называется треугольник с углом 90°?
6. Отрезок, проведённый из вершины угла на середину противолежащей стороны?
7. Сумма углов в треугольнике?
8. Если диагонали четырёхугольника точкой пересечения делятся пополам, то такой четырёхугольник…?
9. Катет, противолежащий углу в 30° равен…
10. Сколько осей симметрии имеет прямоугольник?
11. Стороны египетского треугольника равны…
12. Отношение прилежащего катета к гипотенузе?
13. В прямоугольном треугольнике один угол 45°. Какой это треугольник?
14. Верно ли, что у трапеции противолежащие стороны параллельны?

5. Дроби

Вопросы:

1. Если числитель меньше знаменателя, то дробь называется…
2. Черта дроби — это знак…
3. Какой знак препинания используется в записи десятичной дроби?
4. Чтобы сложить дроби с разными знаменателями нужно…
5. Если числитель равен знаменателю, то дробь равна…
6. Как называется дробь, у которой есть целая и дробная часть?
7. При делении десятичной дроби на 0,1 запятая в делимом переносится на 1 знак вперёд или назад?
8. При переводе 1/4 в десятичную дробь получаем?

9. 50% от числа равны…. его части?
10. Если в дроби 5/2 поменять местами числитель и знаменатель, дробь увеличится или уменьшится?
11. Произведение взаимно обратных дробей равно…
12. Вычислить 1/2+1/2

13. Какую часть составляют 15 мин от часа?
14. Какой дробью надо добавить до 1 дробь2/3?

6. Секрет Тема «Четырёхугольники»

Вопросы

1. Сумма внутренних углов в четырёхугольнике?
2. Параллелограмм с равными сторонами?
3. Верно ли, что диагонали ромба перпендикулярны?
4. Формула для вычисления площади квадрата?
5. Трапеция называется равнобокой, если у неё…
6. Стороны прямоугольника 2 см и 5 см. Чему равен периметр его?
7. Один из углов в параллелограмме 60°. Чему равен второй угол?
8. Площадь трапеции равна?
9. Параллелограмм, у которого все углы прямые?
10. Сколько диагоналей можно провести в четырёхугольнике?
11. Одна диагональ прямоугольника равна 5 см. Чему равна вторая диагональ?
12. Верно ли, что противолежащие стороны трапеции равны?
13. Средняя линия трапеции равна…
14. Сторона квадрата а. Чему равна площадь квадрата?

Пока итоги подводит жюри, номер художественной самодеятельности.

Слайд 31(по гиперссылке «Самый»)

В финальном туре участвуют 3 человека, победители предыдущих двух туров. Очерёдность выбора ответа определяется конкурсом «дешифровщик»
перейти на Cлайд № 32

После того как участники распределят очерёдность выбора финальной темы показать Cлайд № 33

Финал

    Великие математики (красный)
    Дела давно минувших дней (зелёный)
    Занимательная математика (синий)
    Общие знания (белый)

Слайд 34 (5 сек)

Красные — 1, 6, 8, 9

Зелёные — 4. 5, 11, 14

Синие — 2, 7, 13, 16

Белые — 3, 10, 12, 15

Слайд № 35.

Красные «Великие математики»

1. Русский учёный. Автор первого российского учебника математики. За особые заслуги Пётр I заменил ему фамилию Телятин на… Назовите фамилию этого учёного.

Ответ: Магницкий — притягивает к знаниям как магнит

Историческая справка: Магницкий Леонтий Филлипович (1669–1739) — российский преподаватель математики в Школе математических и навигацинных наук в Москве, автор первого русского печатного руководства «Арифметика».

2. Древнегреческий философ и математик считал музыку за одну из непременных частей арифметики. Его открытие арифметических отношений звуков считается одним их лучших его открытий. Он утверждал: числа правят миром! На числах основана гармония Вселенной! Кто он?

Ответ: Пифагор

Историческая справка: у Пифагора была своя философско-математическая школа, где обучались ученики в течение 15 лет. Первые 5 лет они должны были молчать: это приучало их к сосредоточенности. Вторые пять лет ученики могли только слушать речи учителя, но не видеть его. Пифагор говорил с ними ночью и из-за занавески. И только последние пять лет ученики могли беседовать с учителем лицом к лицу.

3.

       
    «Чтоб умно жизнь прожить, знать надобно не мало
    Два правила запомни для начала:
    Ты лучше голодай, чем, что попало есть,
    И лучше будь один, чем вместе с кем попало».

Это слова великого учённого. Он имел разносторонние интересы: поэзия, философия, астрономия, сыграл большую роль в создании и развитии алгебры, в частности стал основоположником теории сокращённого умножения. Назовите имя этого учённого.

Ответ: Омар Хайям — открыл формулу возведения двучлена (а+в) в степень п.

4. Великий поэт А. С. Пушкин говорил о нём следующее: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, он обнял все отрасли просвещения. Он был великим человеком. Он создал первый университет».

О ком, вы считаете, мог так сказать А. С. Пушкин.

Ответ: Михаиле Васильевиче Ломоносове.

Зелёные — «Дела давно минувших дней»

1. Назовите числа, которые в древности назывались «фальшивыми» числами.

Ответ: Отрицательные числа.

Историческая справка. Понятие числа зародилось в глубокой древности. Отрицательные числа долгое время считали «фальшивыми» и истолковывали как «долг», как «недостачу». Правила действий над положительными и отрицательными числами длительное время рассматривались лишь для случаев сложения и вычитания. Например, индийские математики 7 века так формулировали эти правила: «Сумма двух имуществ есть имущество, сумма двух долгов есть долг; сумма имущества и долга равна их разности. И только с использованием метода координат отрицательные числа были призваны в качестве равноправных с положительными.

2. Название этой старинной единицы длины послужило именем сказочной героини. Какой?

Ответ: Дюйм.

Историческая справка: Первые единицы длины, как в России, так и в других странах были связаны с разными мерами частей человека. Таковы сажень, локоть, пядь. Дюйм единица длины равная 2.54 см.

3. Не было ни гроша, да вдруг алтын. Как звучит эта пословица сегодня.

Ответ: Не было и 2-х копеек, да вдруг 3 коп.

Историческая справка: Алтын — 3 копейки, грош — медная монета в 2 копейки.

4. Назовите первый вычислительный прибор, который появился около 2500 лет назад и был широко распространен, а Египте, Китае, Греции.

Ответ: Абак

Историческая справка: Абак служил не столько для облегчения вычислений, сколько для запоминания промежуточных результатов и использовалась при этом не десятичная система счисления, а пятеричная. В России позже абак заменили счёты.

Синие — «Занимательная математика»

1. Волк и лиса соревновались в беге. Кто какое место занял, если известно, что волк был одним из первых, а лиса была предпоследней.

Ответ: Лиса — 1, волк — 2

2. У троих братьев оказалось вместе 9 карандашей. У младшего — на 1 карандаш меньше, а у старшего — на 1 карандаш больше, чем у среднего брата. Сколько карандашей у каждого из братьев?

Ответ: 2, 3, 4 кар

2. Перед вами стоит 6 стаканов: три пустых и три — полных. Требуется через 30 сек за один шаг расставить стаканы так, чтобы они чередовались: пустой, полный и т. д.

Ответ: перелить из среднего полного в средний пустой.

4. Богатый холостяк жил в десятикомнатной квартире и в каждой комнате у него были часы. Однажды субботним вечером он перевёл все часы на зимнее время и лёг спать. Проснувшись на следующее утро, он обнаружил, что только два циферблата показывают правильное время. Объясните, почему?

Ответ: двое часов были механические, а остальные электронные

Белые — «Общие знания»

1. Угадайте мелодию и процитируйте фразу, в которой содержится название числа.

Ответ: 1. Ни кола, ни двора. 2. Как аукнется так и откликнется.

3. Известно, что в середине первого тысячелетия до нашей эры, для построения прямого угла египтяне использовали верёвку с узлами. Концы верёвки связывали и натягивали её на три колышка. Если стороны относились как 3: 4: 5, то получался прямоугольный треугольник. На сколько частей была разделена верёвка узлами?

Ответ: 12 частей.

3. Почти все названия геометрических фигур греческого происхождения, как и слово «геометрия». Однако эти термины вошли в русский язык не непосредственно из греческого, а через латинский язык. Назовите четырёхугольник, который носит название бубна древних греков.

Ответ: ромб

Далее жюри подводят итоги и объявляют победителя.

Слайд № 52 Игра закончена. (гиперссылка на красный кружок)

Презентация: «Самый умный математик»

    Открыть презентацию
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков