Внеклассное занятие по профориентации «Калейдоскоп профессий»

Цели:

    Выявления склонностей учеников к различным видам человеческой деятельности; формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий; информирование учащихся о многообразие мира профессий;

Задачи:

Образовательные — Расширить кругозор обучающихся в мире профессий, познакомить с терминологией мира профессий, повысить учебную мотивацию обучающихся,

Воспитательные — расширение у детей знаний об основах выбора профессии, о мире профессионального труда, актуализация уже имеющихся знаний о профессиях; раскрыть творческий потенциал обучающихся, диагностика готовности к выбору профессии.

Коррекционно-развивающие — воспитание сплоченности, чувства коллективизма, развитие стремления к познанию нового о мире профессий, коррекция неправильно произносимых звуков, фраз.

Материалы и оборудование:

1. Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации «Калейдоскоп профессий»;

2. Предметы: ложка, ручка, ножницы, нитки, шприц, газета (угадывание на принадлежность профессии);

3. Плакат «Почему я выбираю эту профессию».

Место проведения: Классная комната.

Подготовительная работа: составление презентации к внеклассному мероприятию. Подготовка атрибутов к конкурсам, разработка памяток для учащихся, проведение теста на принадлежность к типу профессий, обработка результатов тестирования.

Есть на свете много профессий,

И важны они всем нам очень:

Врач, учитель, сантехник, профессор,

Инженер, акробат и рабочий.

Все профессии очень разные,

Интересные и опасные,

Могут стать для кого-то судьбою.

Трудно сделать выбор порою.

Я рада видеть вас

— Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем внеклассном мероприятии?

Сегодня мы окунемся в разнообразный мир — мир профессий! Поднимите руки. Кто уже выбрал себе профессию? В мире насчитывается более 40 тысяч профессий.

Но эта огромная цифра далека от определенности. Жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются. Вот почему знакомство с современными профессиями необходимо.

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т. е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь.

Как не ошибиться в выборе профессии? Прежде всего, изучайте профессии. Для ознакомления возьмите более близкие — те, которым посвятили свою жизнь ваши родители, знакомые. Вам может показаться, что эти профессии вы хорошо знаете, но это не так. Попробуйте глубже познакомиться с профессией, и вы увидите в ней много нового и интересного.

Все дело в отношении человека к своему труду, его любви к своей профессии, стремления больше знать и лучше трудиться.

Главное же заключается в том, чтобы полюбить работу, познать ее и стать ее мастером

Вопрос: Кем вы хотели стать, когда учились в третьем классе? А в пятом? А сейчас? То-то. Вкусы меняются со временем. Это касается и одежды и книг. И профессий тоже.

Вопрос: Так можете ли вы сказать, что ваш вкус к какой-то профессии определился, если о других вы просто ничего не слышали, не говоря уж о сравнении?

    Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на свете. Каждому человеку может понравиться не одна-единственная, а пять, десять, сто разных работ, если он близко познакомится с ними.

Что же обозначает слово «профессия»? профессия (лат. professio — От profiteor — объявляю своим делом), род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Существует еще такое понятие как «Специальность», как вы его понимаете?

Специальность (от лат. specialis — особый, особенный, species — род, вид) вид занятий в рамках одной профессии

Например, ты не встретишь ведь «учителя вообще». Это будет или учитель математики, или географии и т. д. То же самое можно сказать и о других профессиях: врач — педиатр, хирург, стоматолог…, юрист — адвокат, прокурор, нотариус…, слесарь — слесарь аварийно-восстановительных работ, слесарь-инструментальщик, слесарь механик… и т. д.

А когда люди жили в пещерах, могли ли существовать какие-нибудь профессии? (ответы учащихся)

Да, действительно, мужчины ходили на охоту, добывали пропитание. Какая профессия уже существовала в то время? (охотник, рыбак)

Женщины охраняли очаг, готовили пищу, воспитывали детей. О существовании, каких профессий вы можете сказать? (домработница, повар, воспитатель)

Самые модные профессии: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущие, журналисты, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, эколог, президент (это должность).

Самые забытые: конюх, трубочист, камердинер, ямщик, мельник, шорник (человек, ухаживающий за лошадьми).

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, водитель, парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь, водопроводчик.

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк, подводник, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный, космонавт

Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки? (ответы детей)

Правильно, сначала надо учиться в техникуме, институте или других учебных заведениях.

Я предлагаю немного поиграть, и в игре узнать кое-что о существующих профессиях.

Игра «разминка — юморинка»

Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.

Рвач — В — медицинский работник (врач)

Марля — М — разноцветный рабочий (маляр)

Кредитор — д — руководитель предприятия (директор)

Старина — с - младший медицинский работник (санитар)

Водосток — С — животноводческая профессия (скотовод)

Фиакр — Ф - волшебная цирковая профессия (факир)

Существует много разных профессий и специальностей, и найти для себя работу по душе довольно сложно.

Выбрав профессию, нужно прочитать о ней, расспросить взрослых, а лучше представителей этой профессии, какие способности нужны дл работы, а затем сопоставить свои способности с необходимыми для выбранной профессии. Необходимые способности можно развивать.

— Самые редкие профессии. Что же это такое? Это или очень старое или очень новое дело, или настолько сложное, требующее такого уровня мастерства, что им владеют очень немногие. Или спрос невелик, а необходимость в специалистах таких профессий все равно есть. Названия некоторых из них звучат загадочно и непонятно: титестер, пастижер, сомелье. Названия других, хотя и имеют иностранное происхождение, очень хорошо всем известны (например — пиротехники, каскадеры, космонавты). Ведь редкие профессии выбираются по зову сердца. Об этих профессиях, как правило, люди знают очень мало, потому что со специалистами в этих областях сталкиваются в повседневной жизни очень редко. Сегодня вы познакомитесь с несколькими такими профессиями.

Пастижер — специалист по изготовлению из натуральных волос и искусственных волокон париков, усов, бород и бакенбардов.

Стрингер. Иногда в разряд редких профессии попадают потому, что слишком опасны, и мало находится людей, готовых зарабатывать деньги с риском для жизни. Именно такой является новая для нас профессия стрингера — внештатного корреспондента, который работает, как правило, в экстремальных условиях: это и зоны военных действий, и стихийных бедствий, и массовых беспорядков.

Есть в Антарктике самая редкая профессия на Земле — Переворачиватель пингвинов. Может, она официально как-топо-другому зовется, но не в этом дело. Дело в том, что пингвин, если упадет на спину, то не может самостоятельно встать. В нормальных условиях пингвин вообще-то никогда на спину не падает-то ли ему хвост мешает, то ли центр тяжести так расположен. Но в Антарктике, рядом с аэродромами, там, где летают всякие самолеты - вертолеты, пингвины так сильно задирают голову на звук, что некоторые из них возьмут да и брякнутся на спину без надежды встать самостоятельно. И вот для этих-то целей и есть переворачиватель пингвинов. После каждого взлета или посадки он ходит вокруг аэродрома и ставит бедных пингвинов на ноги. Очень редкая и вместе с тем одна из самых-самых добрых профессий.

Конкурс «Угадай-ка»

Участник, нащупав предмет, должен угадать его и предположить в работе каких профессионалов он используется.

(предметы: ложка, ручка, ножницы, нитки, шприц, газета)

Задание: Блиц-опрос

— кошка, шприц, лекарства (ветеринар)

— зеркало, ножницы, расческа (парикмахер)

— набор игл, нитки, ткань (швея)

— тетради, указка, классный журнал (учитель)

— сумка, газета, письмо (почтальон)

— фотоаппарат, пленка, квитанция (фотограф)

— телевидение, радио, микрофон (журналист)

Дальнейший путь каждого из вас — это профессиональное образовательное учреждения, в которых вы продолжите образование и получите профессию. А что повлияло на выбор вашей профессии, мы сейчас узнаем.

Творческий конкурс

Каждый говорит кем хочет стать и отвечает почему. Выбрать варианты ответов, либо предложить свой вариант.

Перед вами плакат «Почему я выбираю эту профессию?»

       

    Популярность профессии мнение воспитателей за компанию с друзьями близко к дому мне интересна эта профессия есть возможность поработать за границей моя будущая профессия хорошо оплачиваемая эта профессия, очень нужна людям.

Если вы согласны с утверждением — обведите ответ «да», если нет — ответ «нет». В конце теста подсчитайте количество положительных и отрицательных ответов.

На заранее подготовленных тестах вопросы:

1.Профессия выбирается раз и навсегда (да) (нет).

2.Выбор профессии зависит от «толщины» кошелька (да) (нет).

3.Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим (да((нет).

4.Профессия предназначена человеку от рождения (да) (нет).

5.Психолог не помощник в выборе профессии, он работает с «психами»(да) (нет).

6.Профессию можно выбирать, опираясь на знания родителей и друзей (да) (нет).

7.Профессию следует выбирать, уже став взрослым (да) (нет).

8.Если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна (да) (нет).

На самом деле, все эти утверждения относятся к распространенным заблуждениям, которые часто мешают человеку выбрать профессию.

Подсчитайте, со сколькими заблуждениями вы согласились.

0–2 — вы прекрасно справляетесь с проблемой выбора профессии, ваш уровень информированности о мире профессий и о том, как ее выбирать, высок.

3–5 — вам не хватает информации и уверенности в том, как выбрать профессию. Может быть, вы столкнулись с трудностями, которые вам кажутся почти непреодолимыми. Подумайте, куда вы можете обратиться за помощью — к психологу, к социальному педагогу, к воспитателям.

6 и более — вы согласны со многими стереотипами, попробуйте честно ответить себе на вопрос: «Почему мне так трудно взять ответственность на себя?», возможно, ответив на него, вы сможете понять, как стать более самостоятельным.

Игра «Самая — самая» Попробуйте ответить на вопросы с элементами юмора.

Назовите профессию:

1. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе);

2. Самая денежная (банкир, модель,….);

3. Самая волосатая (парикмахер, ….);

4. Самая смешная (клоун, пародист, юморист);

5. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод…);

6. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель…);

7. Самая серьезная (сапер, хирург, психолог…).

Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей.

А вы хотели бы узнать к каким профессиям вы склонны?

У каждого из нас есть ведущий, преобладающий интерес; способности одного человека лучше выражены в 1–2 сферах. Так что классификация типов профессий не могла однажды не появиться. «Человек-природа», человек-знак», «человек-человек», «человек-техника», «человек-художественный образ».Стихийность выбора профессии весьма нередко приводит к неудовлетворенности человека своей жизнью, работа становится в тягость, следствием чего может быть депрессия, стрессовое состояние.

Мы провели тест и определили к какому и типов профессий вы относитесь.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова

Айнур

Динара

Артём

Вадим

Сергей

Алексей

Ч-Ч (6), Ч-П (5)

Ч-Ч, Ч-Х (8), Ч-П (7)

Ч-Т (7), Ч-П, Ч-Ч (5)

Ч-Т(8), Ч-Ч(7)

Ч-Х (4)

Ч-Ч (7), Ч-П, Ч-Т (6)

Вы получили результаты диагностики. Как по вашему мнению, совпали ли ваши представления о готовности с тем, что выдал тест?

Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой». Просто, правда?

Вопрос: Так уж и все работы хороши! Разве нет плохих работ?

Ответ, обобщение сказанному: Работа сама по себе, если забыть о людях, которые ее делают, не может быть ни хорошей, ни плохой. Любая работа-это лишь набор каких-то операций, заканчивающихся определенным результатом. А хороша или плоха работа — только в оценке разных людей. Вы можете назвать какую-то работу плохой — и будете правы. Вам не нравится — тут ничего не поделаешь.

Не стоит ориентироваться только на престижность профессии.

Слепо следуя за друзьями, Вы рискуете выбрать неподходящую профессию, если ориентируетесь только на чужое мнение.

Стоит узнать о профессии как можно больше, чтобы рассмотреть и плюсы и минусы.

Не зная своих способностей, ты рискуешь выбрать неподходящую профессию, которая не будет у тебя получаться, не будет приносить удовольствия.

Итог. Вот и подошла к концу наша программа «Калейдоскоп профессий». Как вы думаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? (Ответы учащихся)

Я желаю вам, чтобы всегда в любой ситуации у вас хватило сил и мужества добиваться поставленной цели и, чтобы в вашей жизни была любимая профессия, полезная людям. Дорогие ребята, профессий в мире очень много — интересных, ярких, увлекательных, но, знаете, не так уж важно, какую из них выберете вы, самое важное, чтобы этот выбор был сделан правильно!

Успехов!

Используемые интернет-ресурсы:

1. Https://festival.1september. ru/articles/606572/

2. Http://ped-kopilka. ru/vneklasnaja-rabota/vneklasnye-meroprijatija/konferencija-dlja-starsheklasnikov-parad-profesionalnyh-predpochtenii.Html

3. Http://ped-kopilka. ru/vneklasnaja-rabota/vneklasnye-meroprijatija/vneklasnoe-meroprijatie-po-proforientaci-9-klas.Html

4. Http://www. vsegda. tv/index.Php?mod=arcticle&id=83

5. Http://www. rb. ru/article/redkie-professii-o-kotoryh-my-nikogda-ne-zadumyvalis/7069704.Html

6. Http://mif-facts. com. ua/