Воспитание самостоятельности младших школьников в условиях развития функциональной грамотности

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа. Младший школьный возраст — особый самоценный период, в котором развиваются важнейшие качества личности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше.

Свойственная малышам подражательность помогает им, с одной стороны, усвоить пример, образец поведения, с другой — сдерживает их самостоятельность, сковывает ребёнка. Нередко младший школьник хочет стать самостоятельным, но недостаточно развитая воля, импульсивность, склонность действовать под влиянием различных побуждений, эмоций не позволяют выполнить задуманное. Не меньшее значение имеют и индивидуальные особенности ребёнка, которые, в свою очередь, активизируют или тормозят, затрудняют проявление самостоятельности. Так, неуверенность в своих силах и возможностях

Сдерживает самостоятельность, а напротив, смелость, решительность помогают безбоязненно высказывать свое мнение, браться за новое дело Психологи говорят, самостоятельность — качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

Но младшие школьники самостоятельность понимают по-другому. Сам — это когда дети делают это без взрослых, одни, когда никто не заставляет, не командует. Самостоятелно-значит захотел и сделал». Видно, что суть понятия дети улавливают довольно точно. У малышей 7–10 лет уже есть определенный опыт самостоятельных действий: «Сам делаю уроки», «Сам поливаю цветы», «Сама убираю постель, мою посуду». Вывод: самостоятельность имеет у них относительно ограниченный характер, если и проявляется, то главным образом в самообслуживании, в домашних заботах, приготовлении уроков.

Развитие самостоятельности у детей — процесс сложный и можно выделить основные этапы:

Первый этап — дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копируя их действия (этап подражания)

Второй этап — этап частичной самостоятельности

Третий этап — этап более полной самостоятельности

Этап подражания помогает сформировать определенный фонд умений, способов действий. Очень важно, чтобы это этап младшие школьники прошли вместе со старшими ребятами. Именно в совместных делах возникает тот опыт, который становиться для младших «строительным материалом», необходимым для развития самостоятельного поведения и деятельности. И именно в совместных делах так важны образцы. Что можно делать вместе? Провести игры и спортивные соревнования, экскурсии и походы, организовать выставку рисунков и поделок, провести совместный праздник «День именинника» и т. д. Т. е. для совместных усилий младших и старших подходят дела, имеющие четко определенную цель, полезную для других и заманчивую для ребят.

       

Совместный поиск дела приобщает младших к «разведке полезных дел». Постепенно ребят необходимо привлекать и к обсуждению замысла проведения предстоящего дела. Пусть они пробуют высказывать свои мнения, предлагают, что и как делать, как распределить силы.

Для организации совместных дел лучше всего создавать микроколлективы, включающие больших и маленьких. Особую значимость для младших школьников имеет подведение итогов работы. Важно объяснить им, что было и что стало после их труда. Следует отметить всех, особо проявивших себя, ребятам можно предложить ответить на вопросы: «Все ли у нас получилось?», «Что понравилось, что нет?», «Что бы вы могли сделать лучше?». Чтобы побудить их к большей самостоятельности, на первых порах целесообразно использовать цветовые знаки — светофорчики, которые дети изготовляют на уроках труда. Зеленый знак означает «так держать», желтый — «хорошо, но кое-что не так», красный — «стоп, дело надо поправлять. Использование игрового элемента помогает детям действовать самостоятельно на доступном для них уровне.

Особую роль в воспитании самостоятельности — имеет игра. Ведь игра занимает важное место в жизни младших школьников. Так как к ней они не утратили интерес, она дает возможность выхода эмоциональным проявлениям, богата коллективными действиями. В играх дети сами ставят цель, находят средства, распределяют роли (по очереди, с помощью считалок), следят за их выполнением, соблюдением правил игры. В играх быстро раскрываются лидеры, которые сами захватываю роли или оказываются выбранными.

Именно в игре дети вступают в такие отношения, которые в реальной жизни бывают им недоступны: взаимного контроля, взаимной помощи. Поэтому игровой опыт составляет реальную основу для формирования самостоятельности.

В игре, естественно, проявляется разный уровень самостоятельности и творчества ребят. Правильно оценивая игру, учитель видит в ней способ развития самостоятельности. К одной и той же по значимости цели дети по-разному продвигаются без игры и с игрой.

Игровая роль дает непосредственный опыт самостоятельных действий. В этом плане продуктивны роли «путешественников», «разведчиков», «искателей», которые младшие школьники берут на себя в ходе различных игр — путешествий. Таким образом, игра имеет огромное значение и для формирования детского коллектива, и для становления личности каждого ребенка.