Всемирные экономические отношения

Видеоурок «Всемирные экономические отношения» затрагивает актуальные темы современного мира. Преподаватель расскажет вам об основных формах международных отношений и их различиях. Вы узнаете об основных странах – лидерах современного мира и сможете самостоятельно ориентироваться в современных процессах глобального характера, происходящих в географическом пространстве.

Тема: География отраслей мирового хозяйства

Урок: Всемирные экономические отношени

1. Разнообразие всемирных экономических отношений (ВЭО) и их формы. Страны с открытой экономикой

Одной из отличительных особенностей функционирования мирового хозяйства второй половины XX и начала XXI века является интенсивное развитие международных экономических отношений. Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации хозяйственной жизни, увеличении открытости национальных экономик, их взаимодополнении, переплетении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур.

Основные формы международных экономических отношений:

1. Торговля товарами и услугами.

2. Движение капитала.

3. Валютные и финансово-кредитные отношения.

4. Движение рабочей силы.

5. Специализация и кооперирование производств.

6. Научно-техническое сотрудничество.

7. Деятельность международных экономических организаций.

Страны с открытой экономикой – страны, в наибольшей степени зависящие от международных экономических отношений. Критерий открытой экономики: благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капиталовложений, технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью (на отраслевом и микроэкономическом уровне).

Экономика многих стран мира становится все более «открытой», т. е. втянутой в мировое хозяйство. Обычно о степени такой открытости судят по экспортной квоте, характеризующей долю экспорта товаров, услуг, капиталов в формировании ВВП. Наиболее высока экспортная квота в малых высокоразвитых странах Западной Европы (например, в Бельгии, Нидерландах, Сингапуре она достигает 60 – 80%). У европейских стран «Большой семерки» она также весьма высока (в ФРГ, Франции составляет от 20 до 30%), тогда как в очень крупных странах с емким внутренним рынком эта доля обычно ниже (в США – 10%).

Страны и территории с наиболее открытой экономикой: Гонконг, Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария, а с наименее открытой – Северная Корея (КНДР), Куба.

Свободная экономическая зона (СЭЗ) – территория в рамках данного государства, в пределах которой для хозяйственной и предпринимательской деятельности установлены какие-либо льготные условия таможенного, валютного, налогового, визового характера (свободные банковские зоны, оффшоры, зоны экономического благоприятствования, зоны свободной торговли, технологические парки и др.).

 Гонконг (Сянган) – оффшорная зона

Рис. 1. Гонконг (Сянган) – оффшорная зона

2. Основные формы всемирных экономических отношений (ВЭО). Мировая торговля

Основные формы всемирных экономических отношений:

1. Мировая торговля.

2. Международные финансово-кредитные отношения.

3. Международное производственное сотрудничество.

4. Научно-техническое сотрудничество.

5. Международный туризм.

Международная (мировая) торговля – самая старая часть мирового хозяйства, которая в эпоху НТР приобрела, можно сказать, второе дыхание: по темпам роста она в 2 – 2,5 раза превышает производство. Под влиянием НТР большие изменения происходят и в товарной структуре мировой торговли. В первую очередь, она заключается в уменьшении доли топлива, сырья и продовольствия и увеличении доли готовых изделий. Особенно активно развивается торговля услугами (обслуживание транспорта, ремонт, реклама и пр.)

Ведущее место в мировой торговле принадлежит странам «Большой семерки», странам ОПЕК.

Главные товаропотоки происходят между следующими странами: США – Канада, США – Япония, США – Китай, Германия – Франция, Китай – Германия, Германия – Великобритания, Мексика – США.

Для регулирования процессов мировой торговли создана Всемирная торговая организация (ВТО), в состав которой недавно вошла и Россия.

3. Международное производственное сотрудничество

Международное производственное сотрудничество, в свою очередь, может осуществляться по-разному. И в виде специализации производства – преимущественно в машиностроении – с постепенным переходом от предметной к поузловой и подетальной специализации. Наиболее яркий пример такого рода являет собой автомобильная промышленность. И в виде совместного, комбинированного производства отдельной продукции рядом стран. Например, ФРГ, Франция, Великобритания и Испания намечают совместный выпуск нового самолета-аэробуса. И в виде создания совместных предприятий (СП) в разных отраслях производственной и непроизводственной сфер. И в виде сотрудничества в капитальном строительстве: в сооружении крупных хозяйственных объектов, таких как электростанции, металлургические комбинаты, транспортные магистрали.

4. Международные кредитно-финансовые отношения

Международные финансово-кредитные отношения. Эта форма ВЭО находит выражение в экспорте капитала, предоставлении займов и кредитов. По масштабам финансово-кредитных отношений лидируют США, Япония, Китай, страны Западной Европы. Крупнейшие финансовые центры: Лондон, Нью-Йорк, Токио, Цюрих, Гонконг, Москва.

5. Международное научно-техническое сотрудничество

Научно-техническое сотрудничество, которое выражается в международном обмене научно-технической информацией, а также в осуществлении совместных научных разработок и проектов, например, в области космических исследований.

 Международная космическая станция (МКС)

Рис. 2. Международная космическая станция (МКС)

6. Международный туризм

Международный туризм. В последние десятилетия в мире происходит настоящий туристский бум. Быстрое развитие международного туризма отражает рост производительных сил, совершенствование транспортных средств и в то же время является одним из следствий урбанизации, повышения благосостояния и культурного уровня людей. В соответствии с видами передвижения различают автомобильный, воздушный, речной и морской туризм. Одновременно растет и индустрия туризма – сеть туристских фирм, гостиниц, круизных судов, предприятий по производству сувениров.

Появляются международные туроператоры, например, Coral Travel, TEZ TOUR, TUI и др.

По доходам от туристов первое место занимают США, главный туристический регион – Европа, растет значение Азии.

Страны-лидеры по посещаемости туристами: Франция, Китай, США, Италия, Испания,

Малайзия, Германия.

Домашнее задание

       

Тема 5, П. 4

1. Какие виды всемирных экономических отношений вам известны?

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А. П. Кузнецов, Э. В. Ким. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В. П. Максаковский. – 13-е изд. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. – 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. – Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. – 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А. Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2001. – 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

2. Буглай В. Б., Ливенцев Н. Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1996.

3. Голубчик М. М. Пространственная структура мирового хозяйства: характерные черты и проблемы развития // География в школе, 1995.

4. Желтиков В. П. Экономическая география. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

5. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. – М., 2000.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – 2-е изд., испр. и дораб. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э. М. Амбарцумова. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю. А. Соловьева. – М.: Астрель, 2010. – 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебное пособие / Сост. Э. М. Амбарцумова, С. Е. Дюкова. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю. А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. – М.: МЦНМО, 2011. – 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю. А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е. В. Баранчиков. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И. А. Родионова. – М.: Московский Лицей, 1996. – 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009. География / Сост. Ю. А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 240 с.

11. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В. П. Бондарев. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 160 с.

12. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О. В. Чичерина, Ю. А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 144 с.

13. ЕГЭ 2009. География: Тренировочные задания / В. В. Барабанов, С. Е. Дюкова, О. В. Чичерина. – М.: Эксмо, 2008. – 128 с.

14. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В. В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2011. – 288 с.

15. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В. В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2010. – 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений .

2. Федеральный портал Российское Образование .

3. Ege. yandex. ru .

4. World Tourism Organization UNWTO .

5. Allbest. ru .

6. ШКола. LV .