Вводные слова и конструкции. Пунктуация при них – русский язык, уроки

Класс: 11 класс

Тема: Вводные слова и конструкции. Пунктуация при них.

Цели и задачи: - повторить и обобщить знания учащихся, полученных

в 5-9 классах;

- подробнее рассмотреть разряды вводных слов ;

- развитие навыков постановки знаков препинания

в предложениях с вводными словами и конструкциями;

- воспитание уважения к русскому языку

Методы и приёмы: опрос, работа с презентацией, работа в тетради, слово учителя, работа

с таблицей.

Оборудование: тетради, презентация.

Ход урока

Орг. момент

Проверка присутствующих на уроке Проверка домашнего задания:

- кто отсутствовал на предыдущем уроке, получает карточку;

- ответьте на вопросы - что вы знаете о порядке слов в русском предложении?

(в русском языке он порядок слов считается свободным);

- какие изменения влечёт перестановка членов предложения?

(изменяется значение предложения или стилистический

оттенок высказывания);

- назовите сферу употребления прямого и обратного порядка

слов?

(прямой -речь научная и публицистическая, обратный -

в разговорной речи и в художественной литературы);

- что такое плеоназмы? Приведите примеры.

( многословие, излишество речи - своя автобиография,

в марте месяце, впервые познакомиться).

Работа по теме

- объявление темы и целей урока (слайды 1-2);

- озвучивание плана урока (слайд 3)

1.Определение вводных слов и предложений

2.Определение и правописание вводных конструкций

3.Группы вводных слов по значению

4.Предложения со вставными единицами

1.Определение вводных слов и предложений

- скажите, что такое вводные слова, словосочетания и предложения? (проверяем слайд 4)

Вводные слова, словосочетания и предложения - синтаксические конструкции, которые включаются в предложение для выражения того или иного отношения говорящего к содержанию высказывания.

ЗАПИСАТЬ определение

2.Определение и правописание вводных конструкций

- как вы думаете, в чём разница между вводными предложениями и вставными конструкциями?

- давайте посмотрим, что же такое вставные конструкции (проверяем слайд 5)

Вставные конструкции - предложения, слова или словосочетания, которые вставляются в предложения для сообщения дополнительных или пояснительных сведений к его содержанию. На письме вставные конструкции выделяются.

ЗАПИСАТЬ определение

- Составим таблицу (слайд 5)

Знак препинания

ТИРЕ

СКОБКИ

Значение

Дополнение

Пояснение

Примеры

Небольшие дворики, лишенные всякой растительности - ни деревца, ни травинки, - отгорожены каменными заборами.

Двигатель работал напряженно: сейнер поднимался чуть не на попа, - в воде только корма - и все же был не в состоянии преодолеть встречную силу шторма.

Разбираем (слайд 6)

В ночном разговоре мужиков, охранявших захваченную барскую усадьбу от разграбления, в мечтах и планах использования усадьбы для нужд народа (для больницы, школы, ветеринарной службы) прозвучало странное название: "Академия необходимых наук".

Разбираем (слайд 7)

- Тренировочные задания (слайд 8-10)

Переписать предложения, расставить знаки препинания (один ученик устно, другие в тетрадях).

    Однажды вечером - это было в начале октября 1773 года - сидел я дома один слушая вой осеннего ветра. На другое утро (я уже проснулся, но ещё не вставал) стук палки раздался у меня под окном.

    ПРОВЕРЯЕМ (слайд 9) Путешествие на теплоходе по Волге (это было в прошлом году) оставило неизгладимый след в моей памяти. Дубечня - так называлась наша первая станция - находилась в семнадцати верстах от города.

ПРОВЕРЯЕМ (слайд 10)

3.Разряды вводных слов по значению (слайды 11-30)

1.Слова, выражающие чувства говорящего. (Записали + ПРИМЕРЫ)

РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и ЗАПИШЕМ ОДНО

Я внутренно хохотал и даже раза два улыбнулся, но он, к счастью, этого не заметил.

Он был прав, к сожалению.

2.Вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (ЗАПИСАЛИ + ПРИМЕРЫ)

РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и ЗАПИШЕМ ОДНО

Ученик, может быть, выполнит это упражнение.

       

Граф, надо полагать, вы уже приняли приглашение на бал к Ростовым?

3.Вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность их изложения (ЗАПИСАЛИ + ПРИМЕРЫ)

РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и ЗАПИШЕМ ОДНО

Тогда Рафаил повёл себя так же, как Женька, например.

Во-первых, можно лечь и проспать до утра. Во-вторых, можно залезть в ванну...

4.Вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления мыслей

(ЗАПИСАЛИ + ПРИМЕРЫ)

РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и ЗАПИШЕМ ОДНО

Другими словами, Камилла, как и её дети, никогда не сможет унаследовать престол.

Затея, мягко говоря, более чем амбициозная.

5.Вводные слова, указывающие на источник сообщения

(ЗАПИСАЛИ + ПРИМЕРЫ)

РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и ЗАПИШЕМ ОДНО

По мнению князя Василья, не только Кутузов был сам хорош, но и все обожали его.

В лице сиреневого джентльмена чего-то не хватает, по-моему.

6.Вводные слова, представляющие собой призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому (ЗАПИСАЛИ + ПРИМЕРЫ)

РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и ЗАПИШЕМ ОДНО

Вы поймите, я не хочу знакомиться с людьми, с которыми я знакомиться не хочу.

Ты знаешь, он совсем не похож на Быкова.

7.Вводные слова, указывающие оценку меры того, о чем говорится

(
ЗАПИСАЛИ + ПРИМЕРЫ)

РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и ЗАПИШЕМ ОДНО

Прошлый выходной, без преувеличения, был самым холодным днем этой зимы.

Рина была, или, по крайней мере, считала себя передовой женщиной

8.Вводные слова, показывающие степень обычности того, о чем говорится

(
ЗАПИСАЛИ + ПРИМЕРЫ)

РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и ЗАПИШЕМ ОДНО

По обыкновению, он всегда после завтрака прогуливался по лесу.

Случалось, что и в мае шел снег.

9.Вводные слова, выражающие экспрессивность высказывания

(
ЗАПИСАЛИ + ПРИМЕРЫ)

РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и ЗАПИШЕМ ОДНО

Честно говоря, я не люблю злых и жадных людей

СЛОВА, КОТОРЫЕ НЕ БЫВАЮТ ВВОДНЫМИ - прочитали и записали несколько примеров. (слайд 31)

4. Закрепление

Проверочные упражнения (слайды 32-33)

Один ученик работает устно, другие письменно

    Казалось, последний луч солнца медлил уходить из избы. Мы решили продолжать путь без проводника но, к великой нашей досаде, совсем потеряли тропу. По словам наших проводников, река часто выходит из берегов и затопляет лес. Незнакомец, видимо, удивился и на его лице появилось выражение доверчивой радости.

Выводы и итоги (слайд 34)

- Давайте вспомним, чем же различаются вводные и вставные конструкции?

(первые выражают отношение автора к высказыванию, вторые - дополняют ).

- Назовите основные разряды вводных слов. Домашнее задание (слайд 35)

1. Придумать самостоятельно по 2 предложения со вставными конструкциями и 2 предложения с вводными.

2. Из художественной литературы выбрать по 2 предложения с каждым из разрядов вводных слов.