Взаимоотношение Печорина с доктором Вернером

Михаил Юрьевич Лермонтов создал очень интересное произведение не только для своего время, но и для современного читателя, ведь проблемы и конфликты, что затрагивает автор в своем романе, актуальны и по сей день.

Стоит особое внимание уделить главному герою этого произведения, Печорину, которая, нужно сказать, была хоть и вымышленным персонажем, но очень близким автору. Второй интересующий нас герой - доктор Вернер, прототипом которого явился доктор Майер, с ним писатель познакомился во время службы на Кавказе в 1837 году.

Встреча этих героев состоялась вполне неожиданно, в Пятигорске. "Вернер человек замечательный по многим причинам", — пишет Печорин в своем дневнике. С одной стороны, он скептик и материалист, как все медики, с другой — поэт, хотя и двух стихов не написавший. Он беден и мечтает о миллионах, но шагу не сделает лишнего ради денег. "Мы, — пишет Печорин, — скоро сделались приятелями". Далее герой говорит о себе и о том, что он к дружбе не способен: "Из двух друзей всегда один раб другого". Рабом он быть не может, а повелевать — "труд утомительный".

       

Сближает Вернера с Печориным проницательность, знание жизни и людей, это ярко выражено, например, в описании разговора 13 мая, "злой язык" - нескрываемая насмешливость по адресу больных - "водяной" знати. Близки они и тем, что оба - "поэты на деле". Интересно отметить, что Печорин ценит в Вернере его неспособность сделать лишний шаг для денег, его душу, "испытанную и высокую", его уменье проникаться жалостью и состраданием к людям, к примеру, наш герой видел, как Вернер плакал над умирающим солдатом). Но главное, что заставило их отличить друг друга среди многих - критическое направление ума, склонность к анализу, привычка подвергать сомнению всяческие убеждения. Не случайно молодежь прозвала Вернера Мефистофелем, воплощающим дух отрицания и сомнения. Главное в скептицизме Печорина и Вернера - не безверие, а именно этот дух сомнения, привычка критически переоценивать "разные разности", правило "ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо".

Однако Вернер значительно отличается от Печорина: он беден, поэтому вынужден "действовать" в ограниченном смысле слова, то есть трудиться, лечить больных; у него много приятелей, "все истинно-порядочные люди, служившие на Кавказе", в то время как у Печорина, кроме Вернера, нет ни друзей, ни приятелей; Вернер не умеет воспользоваться своим знанием сердца человеческого и управлять действиями людей, то есть у него нет печоринской воли и стремления подчинять ей все и всех. Делая выводы, можно сказать, что, с одной стороны, Вернера отличает от Печорина большая гуманность, связь с людьми, а с другой - меньшая сила характера, отсутствие "сил необъятных". Отсюда его несогласие с поведением героя, идущего в своих действиях до конца, каким бы тяжелым этот конец ни был.

Стоит отметить, что использ