Химический вечер для 8-9-х классов «Риск-игра»

Открывают вопросы, если ответ дан правильный, то карточка с количеством баллов достается команде. Если ответ неправильный, то баллы не начисляются.

1. Мир химии

    10. Этот оксид выдыхают животные и человек (углекислый газ)

    20. Что такое «философский камень», светящийся в темноте голубоватым светом? (фосфор)

    30. Одно вещество, образованное этим элементом, во много раз дороже золота, а за другое приходится платить деньги, чтобы от него избавиться (углерод)

    40. Этот газ применяется в производстве световых рекламных трубок (неон)

    50. «Кот в мешке» тема: «Высказывания»

    Писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою можно наслаждаться, не ведая, что ты такое… Ты самое большое богатство на свете…» О чем писал Экзюпери? (вода)

2. О солях

    10. Эта соль называется пищевой. Ее формула… (NaHCO3)

    20. Темно-фиолетовые кристаллы этой соли хорошо растворяются в воде, используются в лаборатории для получения кислорода. (KMnO4)

    30. Формулу этой соли имеют и известняк, и мел, и мрамор (CaCO3)

    40. «Кот в мешке» тема: «Или, или»

    Растворимые основания или… (щелочи)

    50. В Индии для совершения священных обрядов соли стронция смешивали с серой и бертолетовой солью. Эту смесь мы используем на Новогодний праздник. Как мы ее называем? (Бенгальские огни)

3. Кислоты

    10. Эта кислота входит в состав желудочного сока, является бесцветным водным раствором хлороводорода (соляная)

    20. Эта кислота двухосновная, маслянистая жидкость, при растворении в воде выделяет большое количество тепла (серная)

    30. Эта кислота встречается во всех газированных напитках (угольная)

    40. Из каких кислот состоит «царская водка»? (конц. азотная и соляная)

    50. «Кот в мешке» тема: «Соли»

    Что означало по древним поверьям «рассыпать соль»? (навлечь беду)

4. Реакция

    10. Реакции с участием кислорода (горение, окисление)

    20. Реация между основанием и кислотой, при которой получается соль и вода (нейтрализации)

    30. Разложение вещества с целью выяснения его состава (анализ)

    40. Взаимодействие веществ с водой с образованием кислот, оснований и других химических соединений (гидролиз)

    50. Разрушение металла на воздухе под действием окружающей среды (коррозия)

5. Термины

       

    10. Благодаря какому процессу масса кислорода в воздухе почти не меняется (фотосинтез)

    20. Вещества, которые меняют цвет в кислотах и щелочах (индикаторы)

    30.«Черный ящик» тема: «Вещества»

    В этом ящике находится удивительное вещество. Когда-то оно считалось милостынею господней, символом благополучия, символом мира, например, у восточных народов. А иногда это было проклятьем божьим. Сколько всего живого погубило это вещество, из-за него море даже может стать мертвым. Без него нельзя обойтись в металлургии, без него не было бы кожаных ботинок. Трудно перечислить области, где это вещество не применялось (поваренная соль)

    40. Существование одного и того же химического элемента в виде нескольких простых веществ (аллотропия)

    50.Вещества, которые ускоряют химические реакции (катализаторы)

(подводятся итоги первого тура)

Химическая пауза: «Удивительный стакан»

Извлеките из обычного детского памперса вещество, впитывающее влагу, и несколько его крупинок поместите на дно одного из трех непрозрачных стаканчиков. Во время демонстрации опыта налейте в этот стаканчик немного воды так, чтобы она полностью поглотилась впитывающим субстратом. Поменяйте стаканчики местами и попросите кого-нибудь из учеников, угадать, в который из них была налита вода. По мере угадывания переворачивайте стаканчики вверх дном. Ни из одного стакана вода не вытечет, так как образовавшийся гель крепко скрепляется со стенками сосуда и не выпадает из него.

(подводятся итоги первого тура)