Законы памяти

Наверняка в своей жизни у вас бывали случаи, когда вы что-либо забывали. Особенно знакомо это состояние школьникам и студентам. «Ведь я же учил это!» - восклицают они. «Почему же я не могу теперь этого вспомнить?» Да и у взрослых людей часто бывают такие случаи.

Почему же мы порой не можем запомнить информацию и воспроизвести её потом? Учёные расходятся во мнениях относительно механизмов работы нашей памяти. Однако существуют несколько практически общепризнанных механизмов, позволяющих упростить запоминание, сделать его надёжнее и облегчить воспроизведение (вспоминание) информации, которую запомнили. Эти механизмы можно назвать законами памяти.

Закон внимания. Жалуетесь, что не можете что-либо вспомнить? А были ли приложены усилия для запоминания? Может быть, во время запоминания вы ещё и телевизор смотрели? Для хорошего запоминания необходима концентрация внимания на материале. Далее перечислено несколько факторов, которые негативно влияют на сохранение информации в памяти и которые нужно по возможности исключить:

посторонние мысли;

отвлекающие воздействия (шум, радио, ТВ, звонки...);

усталость, раздражение;

Спешка.

Закон яркости. Лучше всего запоминается всё яркое и необычное. За день вы встречаете множество людей, но вечером можете вспомнить только тех из них, кто чем-то выделялся, отличался от других. Поэтому перед запоминанием будет полезно попытаться придать информации яркий, необычный вид.

Закон значимости. По значимости для человека информацию можно разделить на три группы. В первую попадает жизненно - важная информация (режим питания, знания об опасностях...). Она запоминается без усилий и практически навсегда. Ко второй группе относится интересная и субъективно важная для человека информация. Она тоже усваивается относительно легко. К третьей группе относится вся остальная информация. Она усваивается хуже всего. К сожалению, такой информации подавляющее большинство. Отсюда вытекает несколько законов, облегчающих запоминание.

Закон интереса. Как уже было сказано, информация, относящаяся к интересам человека (вторая группа), запоминается легко. Поэтому нужно хотя бы временно заинтересовать себя тем, что собираешься запомнить.

Закон мотивации. Необходимо убедить себя в важности для вас запоминаемой информации. Представьте, какие выгоды принесёт вам её запоминание: более быстрое продвижение по службе, победа в викторине и т. д. Тогда информация временно перейдёт во вторую группу и будет запоминаться значительно надёжнее.

Закон деятельности. Информация, с которой вы производите какие-то действия, запоминается

лучше. Поэтому попробуйте что-нибудь сделать с ней: что-то подсчитать, сравнить её с чем-то и т. п.

Закон понимания и осмысления. Пытаться запомнить что-либо, не понимая - практически безнадёжное дело. Поняв и осмыслив информацию, вы очень поможете своей памяти.

Закон предыдущих знаний. Запоминаемая информация взаимодействует с той, что уже хранится в вашем мозге. Происходит установка ассоциативных связей, сравнение, выделение общих признаков... Поэтому, чем больше у вас информации по какой-либо теме, тем легче запоминается новая информация по этой теме, И вообще, чем больше вы знаете, тем легче усваиваются новые знания. Так что чтобы запоминать лучше, запоминайте больше.

Закон настройки и установки. На запоминание нужно настроиться. Прежде всего решите для себя, сколько времени вам нужно помнить запоминаемые данные: день, год, всю жизнь. Это поможет мозгу правильно разместить их. Перед запоминанием бегло просмотрите материал, который нужно запомнить. Это подготовит мозг к его запоминанию, позволит оценить сложность материала. Очень полезно перед запоминанием вспомнить известный вам материал по этой теме. А для улучшения вспоминания представьте себе ситуацию, когда вы будете вспоминать это, экзамен, например.

Закон тормозов памяти. Существуют два процесса, тормозящие (ухудшающие) запоминание. Проактивное торможение: предыдущая запоминаемая информация ухудшает запоминание последующей. Ретроактивное торможение: последующая запоминаемая информация ухудшает запоминание предыдущей. Наличие данных процессов связано с тем, что даже после завершения восприятия запоминаемой информации в мозге идут процессы её усвоения и размещения. В связи с этим можно дать следующие рекомендации по запоминанию.

Запоминайте важную информацию утром или вечером. В это время влияние процессов торможения наименьшее.

Делайте перерывы при запоминании. Во время перерывов нельзя получать никакую другую информацию (читать, смотреть телевизор, слушать радио). Это уменьшит влияние процессов торможения.

Одно время, хранится рядом. Поэтому, если вам нужно что-то вспомнить, попробуйте припомнить то, что вы делали в, тот день, когда к вам поступила нужная информация.

Закон тематического слоя. Ещё одним из слоев памяти является тематический. Вся информация по сходной тематике хранится в мозге рядом. Поэтому, пытаясь вспомнить что-то, попробуйте вспомнить близкую по тематике информацию. Например, если вы забыли название города, вспомните названия нескольких других городов.

Надеемся, что описанные законы позволят вам более легко и надёжно запоминать всё, что вам хочется.

Не запоминайте однотипную информацию одну за другой. Так не следует учить математику после запоминания исторических дат. И там, и там работа происходит с цифрами. Это затруднит запоминание.

Не делайте сразу после запоминания ничего сложного для вас. Мозг сосредоточится на сложной деятельности и не сможет правильно разместить запоминавшуюся информацию.

Следующие два закона позволяют упростить вспоминание информации.

Закон временного слоя. Информация хранится в памяти слоями. Типов этих слоев очень много, и одним из них является временной слой.

       

Как тренировать память

1. Если вам нужно запомнить что-то важное, создайте в уме в связи с этим некоторый образ, возможно смешной или забавный. Мозгу намного легче запомнить что-то необычное.

2. Не бойтесь записывать то, что нужно сделать или запомнить, на бумаге.

3. Высыпайтесь! Часы сна нужны вашему мозгу, чтобы отложить новую информацию на длительное хранение.

4. Если вам нужно запомнить длинный ряд букв или цифр, разбейте этот ряд на группы по 3-4 позиции, например, 222-776-8818. Короткие группы цифр запоминаются легко.

5. Здорово помогают повторные просмотры материала, который нужно запомнить. Не поленитесь, прочитайте нужный материал ещё раз, и снова через неделю.

6. Легче запомнить информацию, если вы её хорошо понимаете. Уточните все моменты, которые вам неясны.

7. Запоминание будет эффективнее, если вы будете делать перерыв каждые 40 минут. Лучше встать, пройтись или заняться на время чем-то другим. После перерыва, отдохнув, вы эффективно продолжите своё прежнее занятие.

8. Всегда имейте достаточный запас времени на изучение, запоминание и повторение материала, ведь наспех изученный материал быстро забывается.

9. Тренируйте свою память! Каждые несколько дней выучивайте стихотворение или текст, который вам нравится, запишите его по памяти или произнесите вслух наизусть.

10. Возьмите учебник арифметики с простыми упражнениями, такими как 1+8 , или 5X3= Решайте как можно быстрее в уме по 50 примеров ежедневно.

11. Избегайте чрезмерного употребления в пищу сладостей, жареного и жирного. Увеличьте потребление свежих фруктов и овощей, зерновых продуктов и рыбы. Пища, богатая антиоксидантами, достаточно хорошо укрепляет клетки мозга. Большим подспорьем в этом вопросе являются зелёный и чёрный чай.

12. Избегайте стрессов, освободите себя от лишних дел, не делайте сами того, что можете поручить другим. Пойдут на пользу регулярные физические упражнения и ежедневная медитация.

13. Когда вы пытаетесь выучить или запомнить важную информацию, произносите её громко вслух самому себе или кому-то другому. Таким образом, клетки мозга лучше вовлекаются в процесс запоминания.

14. Хороший способ лучше и быстрее запомнить что-либо - это попытаться объяснить другому человеку то, что нужно запомнить или понять вам самим. Таким образом, вы посылаете в мозг сигнал о том, что изучаемая тема крайне важна.

15. Постарайтесь в уме начертить схему, чтобы упорядочить нужную информацию. Таким образом, вы поможете себе представить, как соотносятся друг с другом разные составные части этой информации, и это действует даже лучше, чем обычные заметки.

16. Избегайте приёма лекарств не по назначению, а также алкоголя. Приём этих средств ведёт к снижению способности запоминать и думать.

17. Придумывайте несложную рифму или даже песенки, чтобы помочь себе что-либо запомнить. Например: «В понедельник, после часа, материал забрать у Стаса. Ближе к вечеру, к шести, на репетицию прийти».

18. Мозг воспринимает получаемую информацию гораздо лучше, если вы расслаблены и глубоко дышите. Учитесь дышать животом, такое дыхание глубже грудного.

19. Будьте внимательны ко всему, что происходит вокруг вас, запоминайте каждую деталь.

20. Увеличьте потребление в пищу тёмно-красных и голубых ягод. Когда пожилым крысам добавляли в рацион голубику, процессы ухудшения их памяти замедлялись, отмечался рост новых клеток мозга.

21. Сконцентрируйте своё внимание только на одном выполняемом задании, на одной теме, не пытайтесь одновременно запомнить разные вещи. Ваше внимание будет рассеиваться, и в итоге вы не добьётесь хороших результатов.

22. Ваш мозг состоит на 85% из воды, так что он легко обезвоживается. Не пейте слишком много кофе и других не очень здоровых напитков, лучше выпивайте ежедневно 1,5-2 литра чистой воды. Весь ваш организм, включая мозг, в ней нуждается.

23. Некоторые исследователи утверждают, что недостаток витамина В в организме может привести к болезни Альцгеймера, одним из проявлений которой являются провалы в памяти. Увеличьте в своём рационе продукты с высоким содержанием витамина В, чтобы замедлить процесс ухудшения памяти.

Тренируйте память и будете здоровы!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков