“жизнь в Римской империи” – история, уроки

Автор: Долгов Сергей Александрович,

учитель истории и обществознания.

МКОУ Каменнабродская СОШ

Ольховского района

Волгоградской области.

Тема: "Жизнь в Римской империи"

(5 класс по учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера )

Цель: доказать, что во времена империи (конец 1-ого века до н. э. - 5 века н. э.) искусство Рима прославляло императора и его власть, развить умение слушать, уважительно относиться к мнению другого человека, умению отстаивать свою точку зрения, толерантность в мировоззренческих позициях, уметь работать с текстом учебника, видеоинформацией, отбирать необходимую информацию.

Задачи: - организовать индивидуальную и коллективную работу обучающихся по анализу, синтезу и сравнению учебного материала с целью получения нового знания;

- развить умение устно излагать ответ в изменяющейся ситуации;

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: урок-путешествие с элементами ролевой игры.

Оборудование: карта "Римская империя в I-III веках н. э.", презентация на тему "Рим столица империи".

Ход урока.

I.Организационный момент.

Учитель: Так как сегодня у нас не простой урок, а урок путешествие, давайте представим, что приехали мы из разных стран, ранее бывших независимыми, а теперь ставшими римскими провинциями. Например, одна группа приехала из - Египта, другая - из Греции, третья - из Испании, четвертая - из Галии, пятая - из Малой Азии. Каждая группа самостоятельно решит, кто вы будете в этом путешествии - служащие приехавшие искать должность; земледельцы, утратившие своё хозяйство; войны, желающие наняться на службу; учёные и писатели, жаждущие новых знаний. Определитесь со своим выбором.

Но в Рим приезжает и приходит множество людей. Для приезжих всё интересно! Слушай и смотри внимательно! После экскурсии вам будут заданны вопросы. А домашние задание будет особенным. А вот каким - узнаете после нашей экскурсии.

II. Изучение новой темы.

Слайд 1.

"Рим - столица империи. Повседневная жизнь римлян."

Слайд 2.

До нашего времени дошла поговорка "Все дороги ведут в Рим".

Что она означала? Почему сохранилась до наших дней?

Слайд 3.

Общий вид Рима. Город Рим возник на Аппеннинском полуострове, на левом берегу реки Тибр в 10-8 в. до н. э.

Слайд 4.

Карта Римской империи. На её фоне Рим. Росло Римское государство. Богаче и красивее становилась его столица, раскинувшись на семи холмах в эпоху империи.

Слайд 5.

Палатинский холм. Дворцы, статуи богов и императоров, триумфальные арки и колонны в честь победителей.

Слайд 6.

Амфитеатр Флавиев Колизей - самое значимое и величественное зрелищное сооружение Древнего Рима. Построен в 75-90 гг., рассчитан на 50 тыс. зрителей, имеет форму эллипса (156198 м.), на арену ( "арена" - в переводе песок) одновременно выпускали до 3 тыс. пар гладиаторов. Основные конструктивные элементы - своды и арки.

Слайд 7.

       

Арка использовалась при строительстве Акведуков, чтобы доставлять в города Империи чистую воду из горных источников. В самом Риме во 2-5 вв. н. э. работали 11 водопадов. Гардский мост в Южной Франции, длинна 50 км. (Лучше всего сохранился).

Слайд 8.

Римляне заимствовали арку у греков и очень широко её применяли. Арка использовалась для создания триумфальных памятников - монументальных сооружений, возведенных в честь побед, триумфов императоров и полководцев.

У входа на римский Форум в 81 году в память победы над восставшей Иудеей установлена триумфальная арка Тита.

Слайд 9.

В 118-125 гг. в Риме Аполлодором Даманским воздвигнуто одно из самых значительных сооружений империи - храм Пантеон императора Адриана. Высота здания - 43.7 м., диаметр грандиозного купола почти равен высоте - 43.2 м.. Купол выполнен в виде точной полусферы. Пантеон - самая грандиозная постройка античности.

Слайд 10.

Архитектурный ансамбль Рима - Форум Траяна. Построен также Аполлодором Даманским, во 2 веке. В композицию вошли общественные постройки ( здания рынка, библиотеки), храм Траяна.

Слайд 11.

В 1 в. появляется новый тип общественных зданий - термы - общественные бани, рассчитанные на 2-7 тысяч человек. Это был огромный комплекс - бассейны, вестибюли, парадные залы, библиотеки. До наших дней сохранились грандиозные руины терм императора Каракаллы (211-216 гг.), площадь которых 11 га.

Слайд 12.

Большинство бедняков не искало работы: императоры, боясь восстаний, раздавали бесплатно хлеб и устраивали различные зрелища. "Хлеба и зрелищ!" - требовала праздная публика. И не театр её привлекал, а амфитеатр или Большой цирк, где устраивались конные бега.

Слайд 13.

Богачи жили в большой роскоши во дворцах. Бедняки ютились в арендованных у богачей комнатах и коморках многоэтажных домов. Об этом мы узнаем из вашего учебника. Прочтём на страницах 264-265.

Слайд 14.

Были и другие города: Александрия Египетская, Антиохия на Оронте (Сирия), Эфес в Азии, Коринф в Греции, Карфаген в Северной Африке, Толето (совр. Толедо) на Пиринейском полуострове, в Галии - Лугудун (совр. Лион) и др. Но - "Все дороги ведут в Рим". И сухопутные, и морские. Потому, что в 1-3 веках Рим стал центром Средиземноморской империи. Правителям Империи хотелось верить, что РИМ будет ВЕЧНЫМ ГОРОДОМ, как их держава.

Слайд 15.

А теперь проверим, какими внимательными были наши туристы. Для "приехавших из Греции":

Кому подражали римляне в своих архитектурных формах? Объясните, почему так? (Греция была завоевана римлянами во 2 в. до н. э.; но завоеватели многое заимствовали из культуры греков)

Для "приехавших из Египта":

Почему императоры уделяли большое внимание обустройству Рима? Имеет ли ответ отношение к истории вашей страны? (Императоры желали добиться народной любви, прославить свою власть. Так же поступали и фараоны Египта)

Для "приехавших из Испании":

Говорили, что император Октавиан Август принял Рим каменным, а оставил … Предположите окончание фразы. Объясните её. (Говорили, что император Октавиан Август принял Рим каменным, а оставил мраморным. Перестройка Рима происходила во времена империи)

Для "приехавших из Галлии":

Какие строительные новации использовали римляне? Используются ли они в вашей стране? (Новации в архитектуре были АРКА и КУПОЛ. У галлов подобного строительства не велось. Они долгое время считались варварами.)

Для "приехавших из Малой Азии":

Куда вели все крупные дороги Рима? Почему так? предположите, что было точкой их отсчёта? (Все крупные дороги вели в Рим - столицу Средиземноморской империи. Все дороги вели отсчет от Римского форума.)

Слайд 16.

А с какой целью "приехали" в Рим Вы?. Думаете Выши цели осуществятся.

Слайд 17.

Домашнее задание: параграф 57-58, читать, пересказывать. Составить рассказ на тему "Один день в Риме"

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков