«Зима и зимующие птицы» (для старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи) – дошкольное образование, уроки

Интеграция познавательно-речевого и физического развития "Зима и зимующие птицы" (для старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи)

Автор: Иванова Ольга Витальевна,

воспитатель детского сада,

МБДОУ Д/С №70 "Светлячок",
г. Белгород

Цель:

Развитие познавательных способностей; развитие общей и мелкой моторики;

Задачи:

Образовательный аспект: создавать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зиме и зимующих птицах нашей Белгородской области;

Развивающий аспект: создать условия для совершенствования всех видов речевой деятельности, для развития логических и мыслительных операций; учить использовать притяжательные прилагательные к существительным; глаголы (слова действия); упражнять детей в умении согласовывать движения со словами, развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать двигательные навыки; уметь устанавливать причинно-следственные связи;

Воспитательный аспект: создать благоприятные условия для воспитания любви к природе, бережного отношения к ней; воспитывать сплоченность между детьми.

Материал: интерактивная доска, материал по зимующим птицам для неё; картинки перелетных и зимующих птиц, снежинки из бумаги 10 шт., дидактическая игра "Разрезные картинки - собери птицу по частям", два обруча "большой сугроб", шапочки зимующих птиц, кормушка для птиц.

Подготовка педагога: составление конспекта к занятию и необходимого материала; работа с родителями - изготовление кормушки для птиц.

Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме "Зима", пословиц, поговорок, загадок; разучивание логоритмических упражнений, физминуток, д/игр по теме, просмотр видеофильмов о птицах, наблюдение на прогулке, изготовление книжек-малышек совместно с родителями, рисование, лепка птиц, конструирование - оригами.

Ход занятия

Воспитатель: Каждое время года радует своей неповторимостью. Весна рассыпает изумруды зелени, лето раскрашивает землю всеми цветами радуги, осень одаривает золотом листьев, а зима щедро укутывает серебром снежинок.

Снег, снежок летит, кружится

Что ты шепчешь нам, ЗИМА?

Пролетаешь ты как птица,

Перья сыплешь из крыла

Все дорожки и тропинки,

Пухом белым замело

И морозом так чудесно

Разрисовано стекло!

Развитие мелкой моторики (дети выполняют движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения).

Раз, два, три, четыре, пять,

К нам зима пришла опять.

(дети шагают на месте)

Что зима нам принесла?

(разводят руки в стороны)

Ветер, снег и холода

(хлопают в ладошки)

От времени года зависит погода

(поднимают вверх указательный палец)

Воспитатель: Зима длится три месяца. Народ дал каждому месяцу определение: декабрь - студень; январь - сечень; февраль - лютый.

- вспомните пословицы и поговорки о зимних месяцах

Дети: (предполагаемые ответы) Декабрь - год кончает, а зиму начинает; Декабрь - студенец;

Январь - году начало, зиме середина; Январь - крыша зимы; Февраль ветродуй, вьюговей бокогрей; В феврале два друга - мороз да вьюга.

Игра "Кто больше назовет признаков зима?"

Дети становятся в круг, по которому передается "волшебная снежинка", каждый ребенок называет признак зимы:

- зимой деревья и кусты стоят без листьев;

- снег покрывает все вокруг;

- на улице мороз;

- прилетают снегири и свиристели;

- заяц меняет цвет шубки на белый;

- замерзают реки, озера;

- на оконных стеклах морозные узоры;

- медведь спит в берлоге;

- нет насекомых;

- солнце светит, да не греет;

- катаются на санках, коньках, лыжах;

- у клестов появляются птенцы;

(С остановкой музыки ребенок называет признак зимы)

Воспитатель: Повела Зима над нами

Снеговыми рукавами

И рассыпала снежинки

На поля и на луга…

Ребята, сколько лучей имеет снежинка? Какую форму? Все ли снежинки одинаковые? (ответы детей) Поднимем по одной снежинке и все назовите по одному красивому слову про снежинку ("Снежинка какая?") Ответы детей (белая, холодная, вырезная…)

Дыхательная гимнастика со снежинкой.

Сделайте глубокий вдох, а на выдохе подуйте на снежинку (повторить 2-3 р.) Что делает снежинка: кружится, летит, раскачивается, колышется, порхает, ложится, садится и т. д.

Воспитатель: Кладите снежинки под березку. Пусть ей будет теплее, а наша игра продолжается.

Игра "Карусель"

Закружила метель,

Словно чудо -карусель

Все дорожки замела

Нам подарок принесла

(дети проговаривают слова двигаясь по кругу друг за другом)

Воспитатель: "Птичек"

Дети имитируют птиц посредством пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика

И. п. Руки расположить перед собой (ладонями к себе) Большие пальцы переплести - это "голова" птицы остальные пальцы "крылья". Помахать ими.

Птицы летели

(помахать крыльями)

Сели посидели

(прижать ладони к груди)

Дальше полетели.

Ориентировка в пространстве: вправо, влево, вверх, вниз, далеко, близко, с проговариванием чистоговорки:

"Ворона на воротах,

сорока на пороге,

воробей на дороге".

Игра продолжается:

Дети: Закружила метель

       

Словно чудо карусель,

Все дорожки замела

Нам в подарок принесла.

Воспитатель: "Деревья"

Дети выполняют движения в соответствии с содержанием стихотворения.

Выросли деревья в поле

Хорошо расти на воле,

Каждое старается

К небу к солнцу тянется.

Вот подул холодный ветер,

Закачались сразу ветки,

Вправо-влево, взад - вперед,

Так деревья ветер гнет.

Он их вертит, он их крутит,

Да когда же отдых будет?

Ветер стих. Взошла луна,

Наступила тишина.

Воспитатель: Что вы можете сказать о деревьях зимой? Начните ответ со слова "деревья". (Предполагаемые ответы детей: деревья голые, заснеженные, покрыты инеем…)

Воспитатель: Нужны ли птицам деревья? (ответы детей)

Воспитатель подводит итог: Лес - дом для птиц и зверей. Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? От какого слова образовано слово зимующие? (Ответы - зима)

Каких зимующих птиц вы знаете? Смотрим на экран монитора и называем птиц.

Воспитатель беседует с детьми о птицах по презентации на интерактивной доске.

- Птицы очень полезны. Многие из них защищают поля, огороды и сады от вредных грызунов и насекомых. Велико и эстетическое значение самых красивых представителей животного мира. Кто из нас не замирал, прислушиваясь к пению иволги или проплывающими в небе стаями лебедей.

Посмотрите, сколько птиц нас встречает. Каких птиц мы видим на доске? Ответы детей (снегиря, сойку, сороку, дятла, синицу, свиристель)

Воспитатель: Какие это птицы?

Дети: зимующие

Снегирь: Я маленький, красивый черно-крылый, красногрудый. Не боюсь простудиться. Прилетаю к вам с первым снегом. Живу в скверах лесах, огородах. Питаюсь семенами деревьев, почками, ягодами, под корой никому насекомых. Не откажусь от корма, которой мне насыплют в кормушку.

Сойка: Размером я чуть мельче вороны. Буровато-серая с коротким круглым хвостом. Крылья, хвост и усы у меня черные. Горло, надхвостье и пятна на крыльях белые. На крыльях у меня есть ярко-голубое с черными полосками "зеркальце". Я умею поднимать хохолок. Питаюсь орехами, семенами шишек, желудями, ягодами, насекомыми. Песня моя - громкий треск. Умею подражать пению других птиц. Умею кричать: ЧЖЭЭ!

Сорока: Я черно-белая птица с длинным ступенчатым хвостом и крепким клювом. В полете я машу крыльями часто, либо скольжу по воздуху. Питаюсь различными мелкими животными, птенцами, яйцами и плодами. Песня - стрекотание.

Дятел: Я пестрый дятел. Посмотрите какой я красивый. Я как будто во фраке - белый с черным, в красном колпачке, хвост у меня тоже с краснинкой. А мой клюв крепкий как инструмент - долото. Я клювом могу целое дупло выдолбить - квартиру для белок, скворцов и других желающих зверей и птиц. Но мой клюв в первую очередь кормит меня: жуков -короедов достает, шишки раздалбливает, семена расклевывает.

Воспитатель: У дятла узкий и длинный язык, которым он добывает жучков и гусениц из выдолбленных отверстий. Зимой дятел кормится семенами сосен и елей. Сорвет шишку и несет в свою кормушку - щель в дереве. Зажмет шишку, упираясь хвостом в ствол дерева и за 5 минут выберет все семена. Целый день работает дятел и под деревом скапливается гора пустых шишек.

Синица: Я маленькая желтобрюхая синичка. Я живу в парке. Посмотрите, какая я изящная и красивая. Я не могу сидеть без движения. Иногда я даже могу порхать с ветки на ветку, подвешиваться вниз головой. Ни одна птичка не может преодолеть такой трюк. Моим тонким клювом очень трудно вытаскивать насекомых из-под коры деревьев, которые, запрятались на зиму. Иногда я лакомлюсь семенами деревьев - клена, рябины. Мне бы очень хотелось, чтобы ребята подкармливали нас, развешивали бы кормушки в парке. Ведь зимой так холодно и голодно.

Свиристель: Размером я, примерно, со скворца. Горжусь своим хохолком на голове. Мне нравится мой розово-серый наряд. Крылья мои черные с желтыми и белыми полосками, горло и полоска через глаз черные. По краю хвоста желтая полоса. Я яркая и красивая птица. Пища моя - ягоды, молодые побеги и насекомые. Моя песенка - это журчащая трель (Свири-свири-ри)

Воспитатель: Все эти птицы нам знакомы, они обитают в нашей Белгородской области.

Далее небольшой видеофильм про синицу.

Игра "Разрезные картинки - собери птицу из частей"

Воспитатель: Чье изображение вы выложили? Сравните изображение с целой картинкой. Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. Сложите разрезные картинки в конверты.

Игра "Превращалочка"

Воспитатель: Чики-чики-чикалочка

Игра - превращалочка:

Вокруг себя обернись

И в зимующую птичку

По своему желанию превратись!

Дети надевают шапочки, у кого нет.

Подвижная игра "Перелет птиц во время снежной бури"

Воспитатель: По сигналу "Солнышко" птицы "летают", "клюют", "прыгают", "чистят перышки"

По сигналу "Ветер! Буря! " Летят, ищут укрытие, прячутся в "гнездышки" (в два обруча лежащих на полу), за "сугроб". Не успевшие, залететь в укрытие, выбывают из игры.

Воспитатель: Молодцы, "птички", все дружно спрятались и сумели сохранить всю свою стаю.

Дети, как мы можем помочь пережить холода зимующим птицам?

Дети читают стихотворение:

Трудно птицам зимовать

Надо птицам помогать.

Снегирь и сорока, и клест, и синицы,

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по-прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно, же сами.

Воспитатель: Спасибо, ребята, вы уже принесли утром кормушки, которые смастерили с родителями. Теперь птицам не страшны холода.

Релаксация "Волшебный сон"

(дети ложатся на ковре на спину)

Воспитатель:

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Напряженье улетело.

И расслаблено все тело;

Будто мы лежим на травке,

На зеленой на муравке.

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Потянуться! Улыбнуться,

Всем открыть глаза и встать!

Итог игрового занятия:

Что нового узнали во время игры?

С какими птицами познакомились?

Чем больше всего запомнилась игра?

Что вызвало затруднение?

Детям вручаются медальки, и раскраски с изображением птиц.