Золотой век детской литературы

Начало золотого века детской литературы относится к середине XIX в. Творчество ряда самых блистательных авторов, создававших книги для детей, приходится на вторую половину XIX в. Тут прежде всего нужно назвать Л. Кэрролла: он не был первым по времени, но, подобно сияющему метеору, преобразил небосклон детской литературы. Огромный резонанс его книг «Приключения Алисы в Стране чудес» (1865 г.) и «Сквозь зеркало и что там увидела Алиса» (1872 г.) приписывали полному отсутствию в них дидактики и познавательного материала и свободной игре фантазии и юмора, какой предшествующая литература, входившая в круг детского чтения, практически не знала, за редким исключением народных сказок.

Несколько преданных своему делу романисток создавали книги для девочек, пользовавшиеся большим успехом. В области приключенческой литературы для мальчиков «Остров сокровищ» (1883 г.) Р. Л. Стивенсона и по сей день остается популярнейшей классической книгой, возможно, потому, что автор вывел в ней Долговязого Джона Сильвера, персонаж нового типа, привлекающий своей непредсказуемостью. Роман «Копи царя Соломона» (1885 г.) Г. Р. Хаггарда, повествующий о трех друзьях, которые отправились в Африку на поиски алмазов, затерянного племени и пропавшего товарища, поражал читателя экзотикой. Взрослые и подростки с одинаковым удовольствием читали рассказы А. Конан-Дойла о великом сыщике Шерлоке Холмсе. В приключенческом жанре выступали и Майн Рид (1818-1883 гг.), из книг которого наибольшую любовь снискали «Юные путешественники» (1853 г.) и «Всадник без головы» (1866 г.).

Р. Киплинг в 1894 г. выпустил для детей «Книгу джунглей», куда вошли истории про воспитанного волками мальчика Маугли, тигра Шерхана, медведя Балу и других говорящих животных. За ней последовали «Просто сказки» (1902 г.), построенные как истории-ответы на вопрос «Почему?»; наиболее известна из них, вероятно, сказка о любопытном слонёнке.

В 1876 г. Марк Твен выпустил «Приключения Тома Сойера», об увлекательных похождениях и злоключениях мальчишки из городка на реке Миссисипи в штате Миссури. Твен был наделен даром безошибочно чувствовать радости и горести детского возраста. Его «Приключения Геккель-берри Финна» (1885 г.), один из признанных шедевров американской литературы, серьёзнее по тону, здесь речь идёт об осуждении рабства, но и в этом романе события даны сквозь призму твеновского юмора. В области фольклора самым значительным явлением стали записанные Дж. Ч. Харрисом (1848-1908 гг.) рассказы и сказки дядюшки Римуса - образцы устного творчества чернокожих на местном диалекте; наибольшей известностью пользуется сказка «Братец Кролик и смоляное чучелко».

Заметное влияние на детскую литературу XIX в. оказали два европейских писателя. Француз Ж. Берн был «отцом» научной фантастики. Его самый знаменитый роман «Двадцать, тысяч лье под водой», соединение научной информации с приключенческим сюжетом, покорило молодых читателей новизной и занимательностью. Итальянец К. Лоренцини (1826-1890 гг.), известный под псевдонимом Карло Коллоди, создал произведение на все времена - «Приключения Пиноккио» (1883 г.), историю марионетки, которой лживость не даёт превратиться в живого мальчика.

Детская литература XX века.

Начало XX в. отмечено многими новыми явлениями в области детской книги. В США присту

Пили к интенсивному формированию специализированных детских библиотек. Выпуск детской

       

Литературы окончательно закрепился как самостоятельная отрасль издательского дела в 1920-х

Годах.

Знаменитая фантасмагория Дж. М. Барри о Питере Пэне, мальчике, который не хотел становиться взрослым, сказка Л. Фр. Баума (1856-1919 гг.) «Волшебник из страны Оз», «Весёлые приключения Робин Гуда» Г. Пайла (1853-1911 гг.). Дж. Лондон написал выдержавшие проверку временем повести «Зов предков» (1903 г.) и «Белый Клык» (1906 г.).

Вехой на пути признания важной роли детской литературы стало учреждение в 1922 медали Ньюбери, которая ежегодно присуждается Американской библиотечной ассоциацией за выдающееся произведение для детей, написанное гражданином США и опубликованное в предшествующем году. Сегодня эта медаль - одна из самых престижных литературных наград.

Преобразить сказочную фантастику XX в. выпало, однако, Дж. Р. Р. Толкиену, автору книги, оказавшей огромное влияние на литературный процесс, - завораживающей повести с запутанным сюжетом «Хоббит» (1937 г.), героем, точнее антигероем которой является Бильбо Баггинс. Во время одного из приключений Бильбо не вполне честным путём завладевает волшебным кольцом, которое делает своего хозяина невидимкой, постепенно покоряя его себе. Это кольцо затем хранит другой хоббит, Фродо, и именно вокруг кольца разворачивается сюжет ещё более знаменитой трилогии Толкиена «Властелин колец» (1954-1955 гг.), написанной для взрослых, но завоевавшей любовь юных читателей.

После Второй мировой войны в детской литературе Великобритании наблюдался расцвет первоклассной фантастики.

Вторая половина XX в. открыла новую эру в распространении забытого жанра детской литературы - документальной прозы, включая историческую и биографическую. В XX в. детская поэзия, преимущественно лёгкая и весёлая, насчитывает много видных мастеров.

Детские книги вбирают в себя целый мир; всё интересное, что бывает на свете, рано или поздно в них попадает. Их бесконечное пёстрое многообразие будет радовать всё новые и новые поколения детворы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков