Административное право

1. Понятие и основные элементы механизма административно-правового регулирования. Его назначение и особенности 3

2. Понятие и классификация норм административного права. Чем нормы административного права отличаются от норм гражданского права, уголовного права, конституционного права? 10

Задача 1. 17

Задача 2. 19

Список использованных источников и литературы 231. Понятие и основные элементы механизма административно-правового регулирования. Его назначение и особенности

Административно-правовое регулирование в качестве разновидности государственного регулирования есть механизм императивно-нормативного упорядочения организации и деятельности субъектов и объектов управления и формирования устойчивого правового порядка их функционирования. Причем оно, как и собственно административное управление, распространяется на многие сферы государственной и общественной жизни (т. е. на область прежней "особенной части"). Длительность цикла последовательно совершаемых действий, побуждение субъектов права действовать самостоятельно и осуществлять свои права и выполнять обязанности в рамках установленных режимов и процедур, обеспечение стабильности в их функционировании - таковы назначение и проявления этого регулирования.

       

Вполне естественно, административно-правовое регулирование использует нормы-дефиниции (редко), компетенционные нормы, нормативы (стандарты, квоты и т. п.), технико-юридические измерители (уровень цен и т. п.). Напомним, что оно сочетается с нормами гражданского и налогового законодательства и чаще всего как бы "оформляет", "поглощает", "вводит" их в действие в том или ином цикле и ситуации жизнедеятельности регулируемых объектов. Составление их "набора", обеспечение правильного соотношения требуют серьезных усилий.

С точки зрения правовых форм административно-правовое регулирование выражается: а) в специальных нормах статутных и тематических законов, указов; б) в актах типа "положение" и порядок", в которых содержится перечень и последовательность функционально-операциональных действий органов исполнительной власти, организаций, учреждений, граждан; в) в "правилах", содержащих регулятивные и жестко императивные нормы. Минтопэнерго, например, определило перечень основных нормативно-технических документов в отраслях топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и порядок их утверждения. Намечено использовать около 150 видов документов. Это положения, методики, нормы, инструкции и т. д.

Следует обратить внимание на то, что административно-правовое регулирование проявляется в разных формах. В этом его бесспорная подвижность и динамичное реагирование на изменения в объектах управления. Оно может находиться в рамках общего государственно-правового регулирования в качестве его составного элемента. Закон служит тут общей юридической базой. Административно-правовое регулирование часто осуществляется Президентом или самостоятельно органами исполнительной власти, на основе указов или постановлений, приказов, положений.

Другим критерием классификации может служить различение форм осуществления административно-правового регулирования по объему и методам. К ним относятся: а) формы государственной поддержки, б) императивные количественные и качественные нормативы, в) легализующие способы (регистрация физических и юридических лиц, лицензирование и т. п.), г) административные режимы, связанные с обеспечением государственных состояний, д) административно-функциональные режимы, е)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков