Использование метода куклотерапии в развитии речи детей дошкольного возраста – логопедия, презентации

Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Дошкольный возраст - это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, один из самых простых и эффективных способов воздействия на детей, является игра с куклой. В этом простом способе наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Куклотерапия — метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям (заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра, разработанный детскими психологами И. Я. Медведевой (Ирина Яковлевна) и Т. Л. Шишовой (Татьяна львовна)). Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом с любимым для ребёнка персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей его ситуацией.

Этот вид арт - терапии также направлен на развитие у детей не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), он также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру куклы и ее поступков, старается говорить четко и понятно.

При игре с куклой формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Также куклотерапия способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

В куклотерапии применяются разнообразные куклы: от отдельно взятых персонажей до представителей многочисленных видов театральных кукол:

    куклы-марионетки (из папье-маше, поролона, пенопласта, из ткани, меха по принципу мягкой игрушки), движения воспроизводятся с помощью ваги - крестовины, к которой с помощью нитей крепится кукла. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит. куклы с "живой рукой". Эти куклы обладают яркими, выразительными возможностями, могут выполнять действия, несвойственные куклам других систем. Они состоят из головки, свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки. куклы на руке (пальчиковые, картинки на руке, варежковые, перчаточные, теневые куклы). Плоскостные куклы. Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися куклы системы "люди-куклы". Ребенок надевает на себя костюм: огромную голову - маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони, ботинки, изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.

Куклотерапия призвана выполнять следующие функции:

• коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

• релаксационную - снятие эмоционального напряжения;

• развивающую - развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия, речи и т. д.);

• обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.

Именно поэтому для применения метода куклотерапии, наибольшую воспитательную и коррекционную ценность имеют куклы, изготовленные самими детьми.

Вот некоторые примеры:

Пальчиковые куклы - способствуют развитию речи, внимания, памяти, формируют пространственные представления, развивают ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышают работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл действия с этой куклой заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование "речевых" зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

Кукла на палочке - вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.

Кукла из ниток - развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.

Конусная кукла - помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Кукла - топатушка - помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.

       

Кукла - перчатка. Эта кукла - способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой - перчаткой. Куклотерапия с использованием этой куклы дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.

И другие виды кукол не сложные по способу изготовления, они доставят детям радость и удовольствие, внесут разнообразие в коррекционные занятия.

Всякая куклотерапия проходит в три этапа:

• Первый этап (первое занятие). Изготовление (пошив) куклы

• Второй этап (второе занятие). Знакомство с куклой и ее возможностями. Обучение "вождению" куклы (кукольная аэробика под руководством тренера-ведущего, что-то типа: "Куклы сели, куклы встали, куклы поклонились", церемония "оживления" куклы, вообще знакомство со своей куклой.

• Третий этап (и все последующие занятия) - собственно, сказкотерапия с помощью кукол. Постановка мини-спектакля, рассказывание сказки с помощью куклы, выполнение сложных сюжетных заданий ведущего с помо­щью кукол и т. п. Кукольный театр.

Первый этап работы с ребенком начинается с установления контакта.

Этот этап очень важен, поскольку с опорой на него происходит эмоциональное раскрытие ребенка в процессе изготовления куклы и коррекционной работы с ней. От него зависит все дальнейшее сотрудничество. На этой стадии необходимо проявить максимальные осторожность и тактичность, соучастие и отношение к ребенку, как к взрослому. Можно обсудить вопросы, касающиеся интересов ребенка, любимых сказок и героев, досуга и всего того, что его волнует. Ведь ребенок с помощью куклы должен научиться говорить.

Следующий этап - изготовление куклы. Для ребенка имеет значение и ее размер, и цвет лица, и материалы. Например, небольшие куклы придают ему уверенности и позволяют занять покровительственную позицию. Кроме того, во время изготовления куклы дети становятся спокойными, уравновешенными. У них развивается концентрация внимания, усидчивость, воображение. Ребенок учиться планировать свои действия и словесно их выражать.

Важно самим включиться в процесс создания - это позволит ребенку чувствовать себя более свободно и непринужденно, чем если бы взрослый просто наблюдал за его действиями и выполнением задания (некоторых детей это может раздражать, иногда они испытывают неловкость, из-за чего, в свою очередь, у ребенка может не возникнуть доверия к взрослому). В процессе изготовления куклы очень важно поддерживать беседу, а при затруднениях - помогать, если ребенок не справляется сам.

Второй этап - знакомство с куклой и ее возможностями. Обучение "вождению" куклы (кукольная аэробика под руководством тренера-ведущего, что-то типа: "Куклы сели, куклы встали, куклы поклонились", церемония "оживления" куклы, вообще знакомство со своей куклой.

Третий и последующий этапы - заключительная беседа, вопросы к ребенку, непосредственное обыгрывание какой-либо ситуации с использованием изготовленной куклы. На основе результатов подбирается корректирующая программа для разрешения проблем. А это может быть развитие понимания речи, коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи и другие коррекционные задачи в зависимости от структуры имеющегося дефекта у ребенка.

При игре с куклой невозможно играть молча. Ребенок придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает куклу, проговаривает ее переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации куклы и старается говорить правильно и отчетливо.

Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

При использовании куклотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико - грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально - чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к творчеству.

Таким образом, куклотерапия это не только психотерапевтический метод снятия стрессов, тревожности, лечение страхов, развития мышления, памяти, внимания, воображения, но еще и прекрасное средство для коррекции и развития речи у детей дошкольного возраста.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков