Использование ролевых ситуативных упражнений на занятиях казахского языка

Наиболее благоприятные условия для усвоения и употребления языкового материала создают ситуации.

По мнению Пассова, ситуация — это: а) комплекс обстоятельств; б) ситуация — это комплекс действий; в) ситуация — это совокупность событий; г) ситуация — это совокупность отношений; д) ситуация — это последовательность событий; е) ситуация — это динамическое образование; ж) ситуация — это языковая среда; з) ситуация — это внеязыковая обстановка; и) ситуация — это совокупность условий, речевых и неречевых; к) ситуация — это фон для речевых действий; л) ситуация — это стимул к речи [1, С.45].

Ситуации могут быть реальными, условными, воображаемыми, конкретными, а также абстрактными и проблемными.

Использование проблемных ситуаций еще недостаточно разработано в методике. При обсуждении проблемной ситуации обучающийся не является носителем роли, он выражает свое собственное суждение, отношение и оценку, соглашается или опровергает мнение собеседника, строит систему доказательств своей точки зрения. Очень важно «пропускать» ситуацию «через себя», придавая ей личностный характер. Личностная ориентация значительно повышает эффект его усвоения, так как в этом случае наряду с интеллектом подключаются эмоции. Личностно-значимой ситуацию делает роль.

Если рассматривать типы и виды ситуаций, то можно различать естественные и искусственные ситуации.

Естественные ситуации — это когда налицо определенный круг предметов, обстоятельств, побуждающих к высказыванию, независимо от того, создан ли этот круг, или существовал сам по себе.

       

Искусственные ситуации — это ситуации, созданные изобразительными средствами или воображением.

Речевая ситуация в жизни всегда реальна, а учебная — воображаема. По способу воссоздания различают: внеязыковые или экстралингвистические ситуации (они создаются с помощью неязыковых средств — иллюстрации, макеты); языковые или лингвистические (здесь стимул создается с помощью описания).

По объему высказывания различают микро - и макроситуации.

Микроситуации состоят из двух-трех реплик. Например:

    — Қазір қайда барамыз?
    — Мен асханаға барайын деп едім.
    — Ж
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков