Использование упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук для развития речи у детей

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский

При работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, воспитатели и учителя сталкиваются с проблемами нарушения речи, письма и каллиграфии.

Движение пальцев и кистей рук ребенка имеет особое значение. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Для определения развития речи детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются
изолированные движения пальчиков — говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. Тренировать пальцы рук можно начинать с 6 — месячного возраста. Огромное значение в развитии ребенка имеет хватательный рефлекс. Значение хватательного рефлекса состоит в способности не выпускать из рук предмет. Чем чаще у малыша действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей ребенка — это от 3 до 9 лет.

Восточные медики установили:

    массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; массаж указательного пальца положительно влияет на состояние желудка; массаж среднего пальца на кишечник; массаж безымянного влияет на печень и почки; массаж мизинца — на сердце.

Для развития ладоней, используются упражнения с грецкими орехами, перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимает умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М. М. Кольцовой,
«мощным средством повышения работоспособности головного мозга».

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливают почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Упражнения с дошкольниками и младшими школьниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими. Каждое упражнение имеет свое назначение.

Приведены примеры нескольких не сложных упражнений.

1.Цепочка

Пальчики перебираем
И цепочку получаем.

Описание: Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, большой — средний и т. д. в упражнении участвуют все пальчики.

       

2.Зайка

Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.

Описание: Пальчики согнуты в кулачок. Указательный и средний пальцы выставлены вверх. Ими необходимо шевелить в стороны и вперед.

3.Комарик

Не кусай, комарик злой!
Я бегу уже домой.

Описание: Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед — это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка. Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это — " лапки»).

4.Здравствуйте

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!

Описание: Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Разнообразная предметная деятельность также способствует развитию мелкой моторики:

    Раскрашивание картинок (ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными). Копирование понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу (очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв). Регулярные занятия с пластилином и глиной (разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев). Отщипывание бумаги (от листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию). Нанизывание бус на нитку. Зас
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков