Как писать сочинение по литературе

«Как писать сочинение по литературе?» — задаются вопросом многие школьники. «Я не могу хорошо писать сочинения, т. к. у меня плохо с фантазией» — говорят одни ученики. «А я не гуманитарий! У меня математический склад ума! Поэтому сочинение я не могу написать на отлично!» — заявляют другие. И я готова на этот счет сказать следующее.

Прежде всего, для написания хорошего сочинения не нужно иметь богатую фантазию. Тут скорее нужно иметь железную логику! Логику, практически юриста. Так что эта задача вполне по зубам тем школьникам, у которых все в порядке с математикой. А само сочинение должно напоминать речь адвоката или прокурора в суде. Тут все зависит от Вашего отношения к главному герою или к теме сочинения. Коротко о темах. Ведь именно с них все и начинается. И строится сочинение как раз в зависимости от выбранной темы. В сочинениях по литературе темы бывают:

       
    посвященные одному главному герою посвященные нескольким главным героям одного произведения или разных произведений в виде сравнительного анализа персонажей одного произведения или разных произведений посвященные описанию города, события, природы посвященные писателю посвященные произведению в целом посвященные жанру литературы посвященные теме, не связанной с художественным произведением свободные темы и другие.

Тем сочинения может быть великое множество. И оценка сочинения будет зависеть, помимо грамматики, в первую очередь, от того, насколько хорошо раскрыта тема. А посему самым важным вопросом является вопрос «Как раскрыть тему сочинения» ? Вот с ним я и предлагаю разобраться.

Итак, в начале этой статьи я сказала, что работа над сочинением схожа с работой юриста в суде. Представим, что тема сочинения посвящена Лариной Татьяне. Звучать тема может так — «Образ Лариной Татьяны в романе А. С.Пушкина «Евгений Онегин». Если Вы не читали роман, то написать хорошо сочинение будет практически невозможно. Это все равно, что адвокат возьмется защищать своего подопечного, даже не зная толком всей сути судебного дела. И поэтому, допустим, что Вы все-таки прочитали роман. Во время чтения у вас сложилось свое мнение относительно Татьяны. Она Вам понравилась или же, напротив, не вызвала никакой симпатии. В зависимости от своего отношения к главному герою, которому посвящена тема сочинения, Вы должны выбрать место в зале суда: либо адвокат, либо прокурор. Судьей будет выступать учитель. И Вы должны доказать ему правоту своего отношения к подсудимому, т. е. к главному герою произведения. Для этого Вам необходимо выстроить правильную логическую линию защиты или обвинения. В суде не достаточно просто сказать «Он плохой!», любое слово необходимо доказать. Поэтому если Вам не нравится Ларина Татьяна, то Ваша задача выявить максимальное количество ее недостатков и показать чем именно она не понравилась Вам. Например, своей молчаливостью, возможно излишней смелостью или открытостью, отсутствием интереса к моде, замкнутостью, не умением кокетничать с мужчинами и т. д. Вы должны убедить присутствующих в зале судебного заседания в правильности своих выводов относительно подсудимой. Однако простое перечисление недостатков в суде могут не принять во внимание. Они должны быть подкреплены уликами. А что в литературе является уликами? Цитаты! Поэтому непосредственно перед началом сочинения юристы продумывают четкую логическую линию доказательства своего мнения. Если Ларина плохая, то, как и чем можно это доказать? Берется текст романа и в нем выискиваются все моменты, связанные с Татьяной. Здесь очень полезно пользоваться кратким содержанием книг по главам. Это позволяет намного быстрее ориентироваться в произведении. Вы находите нужные моменты, делаете закладки или выписываете нужные для защиты или обвинения, (зависит от вашей позиции в отношении главного героя), цитаты. Когда основные моменты обозначены, можно легко набросать план будущего сочинения. По плану очень хорошо видно ту самую логическую цепочку Вашего блестящего выступления в суде. И вот теперь можно приступать к написанию сочинения. Во вступительной части обычно пишут, что недавно Вами было прочитано такое-то произведение такого-то автора. Можно добавить пару строк о своем отношении к автору, сообщить, что другие произведения понравились больше или, напротив, меньше. Потом плавно перейти к теме сочинения. Если взять в пример ту же Ларину Татьяну, то тогда это может выглядеть так: «В «Евгении Онегине» меня не оставила равнодушным Ларина Татьяна. Читая, я восхищался ее образом, открытостью и порядочностью…» Либо Вы пишите с точностью наоборот: «Читая, я удивлялся, как девушка может быть равнодушной к моде, не уметь кокетничать, быть бесхитростной и скучной. Многие восхищаются подобными женщинами, но у меня совсем иной вкус.» Таким образом, Вы обозначили свое отношение к главной героине. Теперь можно переходить к основной части сочинения и доказывать пункт за пунктом, выделяя их отдельными абзацами, что конкретно Вам не понравилось или понравилось, и почему. Начать можно так: «Впервые Пушкин знакомит нас с Татьяной в главе такой-то. Он пишет, что Татьяна была малообщительной и …». Именно здесь Вы даете первую улику-цитату. А потом высказываете свое личное мнение. В следующем абзаце Вы начинаете доказывать, что Татьяна скучна для мужчин. Можете сравнить ее с Лариной Ольгой. Потому как Ольга имела успех у мужчин, в отличие от Татьяны. Впрочем, если Вы адвокат Лариной Татьяны, то это же сравнение можете повернуть в нужную Вам сторону и показать ветреность Ольги, в противовес верности Татьяны. Все качества, которые Вы выписали в вводной части сочинения, должны быть доказаны в основной. Если Вы написали, что Татьяна умна, то приведите цитату или опишите момент, доказывающий ее ум. Если пишите, что считаете Татьяну верной и порядочной, то объясните, почему так считаете. Когда каждое Ваше слово будет подкреплено доказательствами, можно переходить к выводам, которые обычно размещаются в заключительной части сочинения. Хорошо повторить слова из названия сочинения. Например, «Из всего сказанного выше я пришел к выводу, что образ Лариной Татьяны скл

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков