Конспект урока географии “Внутренние воды Африки” – география, уроки

Цель: ознакомить с внутренними водами материка; дать понятие о режиме реки; территории внутреннего стока, раскрыть особенности внутренних вод Африки; показать зависимость их от рельефа и климата; рассмотреть значение рек в хозяйственной жизни человека; учить последовательному изучению материала; развивать логическое и пространственное мышление.

Оборудование: карты Африки (физическая, климатическая), учебник, схемы: " Значение рек и озер", "Внутренние воды", карточки с заданиями для учащихся.

ХОД УРОКА:

I. Изучение нового материала.

Учитель сообщает новую тему, над которой будет работать класс.

Учащихся делят на три группы: 1-я - слабоуспевающие

2-я - успевающие на "4"

3-я - сильные, успевающие на "5"

Актуализация знаний.

- вспомните значение термина " Внутренние воды"

(ответы детей).

На доске схема: ( план урока)

Общая характеристика вод. Крупные Озера. Роль воды в природе

Зависимость их от рельефа. речные и жизни человека

системы.

Влияние человека на состояние воды

3. Схема: " Внутренние воды"

( Учитель на доске - учащиеся в тетради)

Внутренние воды материка

Специальность гидролог

- Вспомнить, что такое режим реки?

Территория внутреннего стока, бассейн океана?

( Задание для всех, отвечают дети третьей группы)

Работа по плану изучение внутренних вод материка

А) Общая характеристика. Зависимость рек от рельефа и климата.

( На доске. Схема 2 " Зависимость рек от рельефа и климата")

Характер течения

Рельеф

Пороги и водопады

Многоводность

Питание

Климат

Колебание уровня воды

Замерзаемость

Беседа по картам:

В каких частях Африки речная сеть наиболее густая? (1-й уровень). В чем причина неравномерного распределения речной сети в Африке? (3-й уровень). Какими картами надо пользоваться, чтобы объяснить причины неравномерного распределения речной сети в Африке? ( 1-й уровень) Когда разливаются реки в субтропическом поясе? (2-й уровень) Когда разливаются реки в субэкваториальном поясе?(2-й уровень). Каков водный режим рек в тропическом поясе?( 3-й уровень). Какой вывод можно сделать? (вопрос для всех).

Вывод: от климата зависит густота речной сети, территории внутреннего стока, многоводность, режим рек. ( записать в тетрадь).

Перечертить схему 2 в тетрадь.

Пока более медленно работающие группы учащихся перечерчивают с доски схему, учитель работает с учащимися, справившимися с заданием.

Вопросы:

       

- От чего зависит размер бассейна реки?

- От чего зависит режим реки? Длина реки? Питание реки?

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: особенности рек определяются строением поверхности и климатом. (запись в тетрадь)

Б) Крупные речные системы изучают в ходе заполнения таблицы.

Крупные речные системы

Река

В какой части Африки течет

Где берет начало, куда впадает.

В каком направлении течет

Характер течения

Питание

Режим

Конго

Нигер

Замбези

Нил

( проверить заполнение таблицы)

В) Роль вод в природе и жизни человека

Значение рек и озер

( отвечают слабоуспевающие учащиеся)

1.В природе 2.В жизни человека

а) разрушение и перенос а) орошение.

горных пород б) рыбная ловля

б) выравнивание рельефа в) пути сообщения

в) круговорот воды г) быт

д) промышленность

Г) Озера.

1. Номенклатура - Чад, Виктория, Танганьика, Ньяса

(работа с картой)

- Какие из них будут сточные, а какие бессточные? ( слабоуспевающие)

Д) Сильные ученики составляют кроссворд по теме

Слабоуспевающее учащиеся работают с учителем по закреплению основного материала (положение на карте рек: Конго, Нигер, Замбези; озер: Чад, Виктория, Танганьика)

II. Закрепление.

1. На контурную карту нанести основные реки и озера Африки. ( сильные дети - без атласа, слабоуспевающие пользуются атласом)

III. Домашнее задание.

"Внутренние воды Африки", стр. 128-131.

- на дополнительный балл: Выяснить, чем отличаются реки Конго и Нигер?

- на дополнительных два балла: Изменится ли речная сеть Африки, если экватор будет проходить по самой южной точке Африки?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков