Конспект урока по русскому языку”Поговорим о милосердии”(2 класс, урок развития речи, написание сочинения-миниатюры) – русский язык, уроки

Поговорим о милосердии

(2 класс, урок развития речи, написание сочинения-миниатюры)

Цели:

Образовательные: учить детей выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе подготовки и написания сочинения-миниатюры на заданную духовно-нравственную тему; создать условия для сво­бодного общения и самовыражения в процессе мыследеятельности детей на уроке.

Воспитательные: воспитывать свободу мышления: учить сво­бодно, без боязни перед осуждением или плохой оценкой выражать свои чувства, эмоции, мысли; воспитывать чувство сопереживания, любви к ближнему.

Развивающие: развивать мышление, воображение, монологи­ческую и диалогическую устную речь детей; расширять представ­ления детей о нравственной стороне окружающей действительно­сти, развивать умения выражать свои мысли в процессе написания сочинения-миниатюры.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: проблемно-диалогический.

Ход урока

1.Организационный момент.

Психологическая установка на урок. Звучит песня кота Леопольда Если добрый ты…"

Учитель: Я очень рада, что сегодня наш урок начинается с хорошего настроения. Радостное настроение - почему? Разумом не поняли, а уже заулыбались. Наверное, потому, что звучит чудесная музыка.

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

Создадим друг другу хорошее рабочее настроение. Улыбнулись друг другу. Сказали добрые слова: получи "пять", я тебе помогу, поработаем вместе, пожелали успехов себе.

По Стране Знаний могут путешествовать только школьники. А кто такие школьники? Как по-другому их можно назвать?

Кому из вас нравится быть учеником?

Я желаю всем нам хорошего урока. Надеюсь, вы получите удовольствие от приобретённых знаний.

Учитель: Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке русского языка?

Для чего вам это нужно?

2.Создание проблемной ситуации

Учитель: Сегодня, дорогие ребята, мы с вами поговорим о ми­лосердии. Теперь откроем тетради и запишите число. Посмотрите на экран. Прочитайте. Почему стоит много­точие? Верно, мысль не окончена. Запишем: "Милосердие - это...". Как вы понимаете, что такое "ми­лосердие"?

3. Выдвижение гипотез, побуждающих от проблемной ситуации к диалогу

       

Учитель: Посмотрите на экран. Попробуем разобраться, как получилось слово "милосердие". Какая часть слова указывает на его основной смысл? Верно, корень слова. Пожалуйста, назовите его.

Учитель: Молодцы! Итак, корень "мил" и корень "серд". Давайте подберем родственные слова с корнем "мил".

Учитель: Назовите слова с корнем "мил".

Учитель: Кто милый? . Зна­чит, милый - это приятный? С какой интонацией мы произносим "милый"?

"Мы с нежностью говорим: милый, милая. Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет". (С. Соловей­чик. Пушкинские проповеди).

Учитель: Ребята, назовите еще слово с корнем "мил"

Учитель: Что думаете о значении этого слова? Назови­те синонимы, слова близкие по смыслу.

"Милость - это любовь, жалость. Если мы любим чело­века, мы его жалеем.

Учитель: Ребята, слышали ли вы когда-нибудь обращение "сделай милость"? Как вы думаете, когда так говорят? Конечно, ког­да просят о чем-нибудь. А вы когда-нибудь обращались друг к дру­гу "Сделай милость"? Нет? К сожалению, у нас не принято сейчас так говорить. Попробуем? Я начинаю: "Сделайте милость, встаньте. Сделайте милость, улыбнитесь. Сделайте милость, посмотрите друг на друга добрыми глазами... Кто хочет продолжить?"

Учитель: Сделайте милость, садитесь, продолжаем наш разговор. "Если мы любим человека, мы готовы простить ему все - любой недостаток, любой дурной поступок, любую слабость. Отсюда слово помиловать - простить, отнестись с любовью и к такому че­ловеку, которого нам простить трудно".

Учитель: Ребята, а мы умеем прощать? Подумайте, прощали ли вы кого-нибудь? Можете ли вы помиловать обидчика?

Учитель: Итак, родственные слова ми­лый, милость, помиловать. Теперь подберем родственные слова с корнем "серд".

Учитель: Итак, корень "серд", слово...(Сердце).

Учитель: Вот оно какое, наше сердце. Частенько приходится слышать: "Сердце болит". Поясните, пожалуйста.

Учитель: Как вы думаете, есть ли еще значение у фразы "серд­це болит"?

Дети задумываются. Если никто не даст объяснения, то появ­ляется подсказка "душа болит".

Учитель: Когда мы говорим: "Сердце болит, душа болит"? .

Учитель: Посмотрите на экран внимательно. Что скажете?

Учитель: "Сердце болит, душа болит..." Когда мы так гово­рим?

Учитель: Ребята, бывает, когда вы кого-то обижаете. Человек обиделся и ушел, не стал с вами разговаривать. Как вы себя чувству­ете? Неужели душа не болит и вам все равно? Я рада, что ошиблась, рада, что в таких случаях и у вас, и у меня болит сердце. Сделайте милость, встаньте, повернитесь друг к другу и скажите шепотом: "Если я тебя обидел, прости меня". Улыбнитесь друг другу. Сделайте милость, садитесь.

Учитель: Теперь назовите прилагательное, признак

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков