Конспект урока по теме “Законы сохранения в механике” – физика, уроки

7 класс

Урок по физике

"Закон сохранения в механике"

Цели урока:

1.Образовательная: Сформировать знания учащихся о законе сохранения энергии, о превращении одного вида энергии в другой, о не сохранении механической энергии в случаях действия сил трения.

2.Развивающая: Развивать научное мировоззрение, операции логического мышления, при изучении данной темы; совершенствовать общеучебные умения; развивать коммуникативные качества учащихся; повышать познавательную активность.

3.Воспитательная: Воспитывать:

    Мотивы учения, добросовестности; Дисциплинированность; вести аккуратные записи в тетрадях; толерантно относиться к друг к другу при устных ответах.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения:

    Информационные, Репродуктивные, Наглядные.

Природа никогда не изменит

великим законам сохранения.

Даниил Бернулли

Оргмомент. Актуализация знаний.

    Сигнальные карточки - физические величины, изученные в 7 классе (учащиеся показывают необходимую величину, названную учителем). Опрос или взаимоопрос учащихся по теме "Энергия. Кинетическая и потенциальная энергии"

Например:

       

Что называют энергией? Кинетическая энергия… Потенциальная энергия… Кинетическая энергия зависит…и вычисляется по формуле…. Потенциальная энергия зависит… и вычисляется по формуле…. Единица измерения энергии… Изучение нового материала.

    Мотивация - Рабочая тетрадь № 218 (выполняется совместно со всеми учащимися);

ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ:

    Истоки открытия закона сохранения энергии уходят в глубокую древность. "Из ничего ничего не бывает" - так древние греки выражали идею сохранения. Золотым правилом" механики ("что выигрываешь в силе, то проигрываешь в расстоянии") пользовался еще Архимед. Считается, что идея использования силы пара для превращения ее в энергию движения принадлежит Герону Александрийскому, жившему в 1 веке нашей эры и создавшему эолипил - "шар Эола" Рене Декарт (1596-1650 гг.) - Сформулировал закон сохранения количества движения: "Если одно тело сталкивается с другим, оно не может сообщить ему никакого другого движения, кроме того, которое потеряет во время этого столкновения, как не может отнять у него больше, чем одновременно приобрести себе".
    Христиан Гюйгенс (1629-1695 гг.) - Исследуя удар шаров, доказал, что сохраняется неарифметическая, а векторная сумма их количеств движения.
    Готфрид Лейбниц (1646-1716 гг.) - Дает свой закон - сохранения "живых сил". Под живой силой Лейбниц понимал величину mv2 ,то есть удвоенную кинетическую энергию тела.
    Томас Юнг (1773-1829 гг.) - Ввел понятие кинетической энергии. Под словом "энергия" понимал "способность тела совершать работу вследствие приобретении скорости".
    Сади Карно (1796-1832 гг.) - Впервые в его работах было упомянуто понятие потенциальной энергии, которое вошло во всеобщее употребление в середине 19 века благодаря трудам шотландского ученого Уильяма Ранкина.
    в 1758 году Михайло Васильевич Ломоносов писал: "Самые первые начала механики…еще находятся в периоде обсуждения, и наиболее выдающиеся ученые этого столетия не могут прийти к соглашению о них"
    Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.) - В 1748 году М. В. Ломоносов писал: "встречающиеся в природе изменения происходят так, что если б к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого…Тело, своим толчком побуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения сколько сообщает другому, им двинутому".
    В середине 19 века немецким врачом и физиологом Р. Майером, английским физиком Дж. Джоулем и немецким врачом и естествоиспытателем Г. Гельмгольцем примерно в одно и тоже время был установлен закон сохранения и превращения энергии как всеобщий закон природы
    Один из самых основных законов природы - закон сохранения энергии. Это не только физический закон. Он применим:
    В астрономии (для расчета движения планет и звезд); В космонавтике (для расчета движения космических кораблей и спутников); В технике (для расчета движения и работы различных машин и механизмов); В химии; В биологии и т. д.

Одним из следствий закона сохранения и превращения энергии является утверждение о невозможности создания "вечного двигателя" (perpetuum mobile) - машины, которая могла бы неопределенно долго совершать работу, не расходуя при этом энергии.

    Примеры по рисункам учебника 122, 123. Превращение энергий. Е=Ек+Еп=const Закон сохранения энергии: если между телами действуют только силы тяжести и упругости, то полная механическая энергия сохраняется. При наличии сил трения механическая энергия не сохраняется.

Закрепление. Объясните, какие превращения энергии и почему происходят в следующих случаях:

А) при движении мяча, брошенного вверх;

Б) при скатывании шара с наклонной плоскости;

В) при падении потока воды в водопаде;

Г) при падении пластилинового шарика на пол.

Как был установлен закон сохранения энергии в механике? Что убеждает нас в справедливости закона сохранения механической энергии? Ответ обоснуйте. Подведение итогов урока. Домашнее задание. § 39, страница 131 (таблица); Рабочая тетрадь № 224, 225.

Используемая литература:

1. Физика. 7 класс : учебник для общеобразоват. учреждений/ Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. - М.: Дрофа, 2006.

2. Физика. 7 кл.: Тематическое и поурочное планирование/ Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. - М.: Дрофа, 2002. - 96 с.: ил.

3. Интернет ресурсы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков