Конспект урока русского языка в 10 классе: «Комплексный анализ текста. И. С. Тургенев «Как хороши, как свежи были розы…»

Задачи урока:

- Формировать навык анализа текста на основе единиц взаимодействия единиц разных уровней; умение видеть ключевые слова и понимать их значимость в образной системе художественного произведения;

-развивать чувство слова, умение наслаждаться красотой родного языка.

Использованы:

- стихотворение в прозе И. С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»

- стихотворение И. Мятлева «Розы»

- стихотворение И. Северянина «Классические розы»

Ход урока

Учитель – Сегодня мы поговорим о стихотворении в прозе И. С.Тургенева «Как хороши, как свежи были прозы…»

Стихотворение читают вслух четыре ученика

Учитель – Почему это произведение – Стихотворение в прозе?

Ученик – Это произведение соединяет определённые черты этического и лирического произведений. Для него характерны с одной стороны внешняя определённость повествователя в пространстве и во времени («Теперь зима…», «Я сижу…» и др.); сюжетное решение художественной идеи; причинно-следственная часть между частями текста, а с другой – непосредственность и сиюминутность переживаний; повышенная эмоциональность; бессюжетность.

Учитель – Какие особенности композиции стихотворения вы видите?

       

Ученик – Особенностью композиции стихотворения, на наш взгляд, является сочетание двух художественных миров: мира повествовательного монолога и мира внесюжетных включений посредством звенящей повторяющейся строки «как хороши, как свежи были розы…»

Учитель – Я рада, что вы заметили самое главное. Учёный – лингвист Н. М.Шанский назвал композицию этого тургеневского произведения рельефно-прослоечной. В создании образной системы художественного произведения, помимо композиции, важно сочетание всех языковых единиц. Но особая роль здесь принадлежит лексике.

Учитель – А. Блок однажды заметил: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды».

Попробуем и мы выделить в стихотворении Тургенева ключевые слова, которые определяют образную систему произведения. Прежде всего уточните, какие основные темы стали предметом раздумий Тургенева в стихотворении?

Ученик – Мне кажется, что тема жизни, молодости и тема смерти, старости.

Учитель – Согласна. Какое слово, по-вашему, относительно нейтрально и связывает символически обе темы, оба художественных мира?

Ученик – Я думаю, это слово «свеча». Она горит, освещая прошлое, настоящее и будущее лирического героя.

Учитель – Каков же, на ваш взгляд, символический смысл образа свечи?

Ученик – Свеча – символ жизни. Свеча догорает – жизнь уходит. Автор использует глаголы «трещит», «меркнет», «гаснет», чтобы придать этому символу большую яркость, подчеркнуть неотвратимость конца.

Учитель – Назовите слова, входящие в тематические ряды «смерть» - «жизнь»; «звуки, краски смерти и жизни».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков