Конспект занятия:«Иллюстрирование произведения А. С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». – изо, уроки

Тема: "Иллюстрирование произведения А. С.Пушкина "Сказка о царе Салтане".
Цель: познакомить учащихся с понятием "иллюстрация", творчеством художников-иллюстраторов.
Задачи:
1. Формировать умения простейшими средствами передать основные события сказки.
2. Развивать наблюдательность и внимание, логическое мышление, умение сопереживать героям литературного произведения.
3. Воспитывать интерес и любовь детей к творчеству художников детской книги, к оформительской графике.
Форма занятия: интегрированное.
Тип занятия: комплексное усвоение знаний и способов деятельности.
Возраст обучающихся: 8-10 лет.
Время проведения занятия: 90 минут.
Оформление кабинета: портреты А. С. Пушкина разных лет, портрет няни поэта Арины Родионовны, картина Ю. Непринцева "Пушкин и Арина Родионовна".
Оборудование для педагога:
Изобразительный ряд:
а) иллюстрации И. Я. Билибина к "Сказке о царе Салтане" А. С.Пушкина;
б) образец педагогического рисунка (карандаш, гуашь).
Литературный ряд:
а) отрывки из "Сказки о царе Салтане" А. С.Пушкина;
Музыкальный ряд:
а) музыка из оперы Н. А.Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане".
Оборудование для учащихся: технологические карты, альбом, простой карандаш, резинка, цветные карандаши, салфетка.

Ход занятия
I. Организационный этап.
1. Приветствие учащихся.
2. Проверка готовности к занятию.
II. Постановка темы занятия.
Педагог:
- Сегодня на занятии речь пойдёт о великом русском поэте А. С.Пушкине и его произведении "Сказке о царе Салтане", к которой вам предстоит сделать иллюстрации.
III. Актуализация знаний учащихся.
Звучит музыка Свиридова из кинофильма "Метель" - "Романс".
Педагог:
- Пушкин Александр Сергеевич! Это имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышали его в раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяли со слов бабушки или мамы: "Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…".
В школьные годы приходит мир пушкинских сказок:
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…
Пушкин любил читать свои произведения в Михайловской ссылке любимой няне Арине Родионовне:
Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности своей…
Эта чудесная русская женщина, чьё имя - Арина Родионовна - известно любому ребёнку, не была обучена грамоте. Её руки привычны к веретену, а не к перу. Это была "старушка бедная" с богатой душой, первая муза поэта, "наперсница волшебной старины".
Ребята, а сейчас я предлагаю вам рассмотреть картину Ю. Непринцева "Пушкин и Арина Родионовна" и нарисовать по впечатлению от увиденного образ няни А. С.Пушкина, возможно дополнив его чертами образа своей няни, бабушки или мамы.
По окончании работы идёт обсуждение рисунков.
Педагог:
- Пушкинские сказки…Невозможно перечислить всех художников, которые работали и продолжают работать над этой неисчерпаемой темой.
 А какие сказки вы знаете?
Ответы детей.
 Какие персонажи вам нравятся? Почему?
Ответы детей.

IV. Вводная беседа
Педагог:
- Сказка - особый жанр: в них воспроизводится мир вымысла, демонстрация иллюстраций. Ребята, вы помните, как в детстве, когда вы ещё не умели читать, рассматривали иллюстрации, пытаясь понять сказку, вглядывались в образы сказочных героев. Красочные картинки помогали понять характер героев: добрые они или злые, хитрые или простодушные, смешные или печальные, глупые или умные. Иллюстрации открывали волшебный мир фей, троллей, гномов, колдунов. Захватывали дух картинки с превращениями, погонями и долгожданным счастливым концом. Только в сказочной иллюстрации можно было прикоснуться к волшебному ковру-самолёту, к сапогам-скороходам, скатерти-самобранке, к волшебной палочке. Как это было замечательно - попасть в сказку, пройти через все приключения, стать одним из её героев!
V. Анализ произведений изобразительного искусства.
Педагог:
- Сказка, однажды вошедшая в нашу жизнь, прочно занимает в ней своё особое место. В сказках А. С.Пушкина мы находим мудрость, улыбку, нравственную высоту, человеческую простоту и всегда добро и красоту. Недаром, многие художники считают за честь иллюстрировать сказки А. С.Пушкина. Одним из таких великих мастеров графического рисунка является И. Я.Билибин. Поэтично и трогательно оформлены художником сказки. Он создал небывалые образы, величавые, мудрые в их национальной самобытности.
Идёт демонстрация иллюстраций И. Я.Билибина, во время которой педагог задаёт вопросы.
 Что позволило И. Я.Билибину выразить смысл сказки столь глубоко и подлинно?
Ответы детей.
 В чём черпал идею, основу для своих произведений?
Ответы детей.
VI. Практическая работа.
Педагог:
- Предлагаю вам, ребята, на время стать художниками-иллюстраторами и побывать в сказке, выполнив иллюстрации к "Сказке о царе Салтане". А для того, чтобы ваши представления о сказочных героях были полными, я буду вам читать это произведение, а вы рисовать.
Во время чтения сказки звучит опера Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане", которая помогает углубить и расширить представления детей о сказочных героях, вызывает интерес к симфонической музыке.
Прослушивание оперы начинается со вступления, где торжественно звучат трубы (фанфары). Педагог обращает внимание детей на то, что музыка звучит весёлая, жизнерадостная. Весёлый фанфарный клич как бы призывает: "Слушайте, смотрите! Действие начинается". Он звучит, будто сказочный зачин.
В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Далее учащиеся слушают первую часть оперы. В музыкальном отрывке музыка как бы рисует город Леденец с "теремами и садами", слышатся торжественные звуки колокольного перезвона златоглавых церквей.
Педагог предлагает детям нарисовать чудо-город.

       

Во второй части оперы фанфары возвещают о чуде - белочке, грызущей орешки. Дети узнают мелодию песенки "Во саду ли, в огороде".
Педагог предлагает детям нарисовать белочку. Учащимся, испытывающим затруднения раздаются технологические карты.
В следующем отрывке звучит уже другая мелодия - мужественная и даже суровая, в темпе марша, издали, как будто всё время слышатся звуки морского прибоя. Эта музыка как бы рисует морских витязей.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Педагог предлагает детям нарисовать дядьку Черномора с богатырями.
Далее звучит нежная, словно прозрачная мелодия, на её фоне появляется тема Царевны-Лебедь.
Педагог предлагает детям нарисовать Царевну-Лебедь.
С большим удовольствием дети слушают отрывок "Полёт шмеля".
Педагог предлагает детям нарисовать шмеля.
В конце произведения звучит музыка, наполненная ликованием и великой радостью. Это потому, что как в сказке А. С. Пушкина, так и опере Римского-Корсакова утверждается мысль о победе героев, о торжестве добра над злом.
VII. Итог занятия.
1. Анализ и оценка успеха достижения цели.
2. Выставка работ учащихся.
Педагог:
- Давайте посмотрим на наши работы, полюбуемся ими. Пусть и не стоит сравнивать их с произведениями мастеров изобразительного искусства, но можно смело дать им такую оценку: они ярки, выразительны, в них подмечено главное свойство пушкинских сказок - живописность, неповторимость образов, музыкальность и простота стихов. Три искусства - музыка, поэзия и живопись - это необыкновенное чудо, заставляющее радоваться и грустить, смеяться и плакать и каждый раз волноваться от этой встречи с прекрасным.
3. Обобщение изученного материала.
• Как называются рисунки в книгах?
• Кто рисует иллюстрации в книгах?
• Для чего нужны книжные иллюстрации?
• Какими средствами можно выделить героев в иллюстрации?
• С репродукциями каких художников вы сегодня познакомились?
• Чем отличаются иллюстрации И. Я.Билибина?
Педагог:
- На этом наше занятие закончено. Давайте дружно наведём порядок на рабочих местах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков