Лингвинистическая база учебников по русскому языку

Охарактеризуем некоторые особенности учебников по русскому языку, действующих параллельно в современной школе.

Учебники для V-VTI классов авторского коллектива Т. А.Ладыженской, М. Т.Баранова, Л. А.Тростенцова и др. (науч. редактор Н. М.Шанский) и продолжающие их учебники для VIII-IX классов авторского коллектива С. Г.Бархударова, С. Е.Крючкова, Л. Ю.Максимова и др. функционируют в школе, как отмечалось выше, с 1970 г. и, несмотря на это, не утратили своей актуальности. Богатый методический опыт, связанный с их использованием, учитывается при написании новых учебников по русскому языку. В связи с этим подробно охарактеризуем данные учебники.

Учебники, входящие в этот комплекс, отражают структурно-семантическое направление в лингвистике. Это значит, что явления и факты языка описываются в трех аспектах, в трех направлениях: форма (структура), значение (семантика), употребление в речи. Любая лингвистическая единица, подлежащая изучению, рассматривается с трех сторон: ее структурные (формальные) показатели, ее значение (обусловленное особенностями формы) и особенности употребления в речевой практике (обусловленные ее семантическими и функциональными возможностями). Таким образом, все три компонента оказываются взаимосвязанными, взаимообусловленными, что важно показать школьникам в процессе изучения лингвистических единиц.

Многие разделы школьного курса русского языка модернизированы, некоторые разделы введены заново. Так, в действующих учебниках существуют разделы "Лексика", "Морфемика", "Словообразование", которые ранее не изучались в средней школе. Существенно обновились разделы "Фонетика и графика", "Морфология", "Синтаксис", "Орфография", "Пунктуация" и др. Так, например, в разделе "Синтаксис" наряду с предложением изучается строение и значение словосочетаний; изучение орфографических правил основывается на осознании понятия орфограмма; части речи рассматриваются как лексико-грамматические классы слов и выделяются на основе трех признаков: общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической функции. Это свидетельствует о том, что трактовка и описание фактов языка в школьных учебниках соответствуют данным современной лингвистической науки.

Кроме того, в школьных учебниках описаны не только единицы языка, но и явления речи: текст и его типы, стили речи, особенности построения всех типов текста, нормы русского литературного языка и возможности их реализации в речевой практике учащихся.

       

Формы предъявления информации в учебниках. Авторы учебников используют различные способы подачи нового материала (введения новых знаний) в зависимости от характера языковых фактов и особенностей учебной задачи в каждом конкретном случае. Способ подачи нового материала обусловлен также возрастными особенностями учащихся.

В каждом из учебников проявляются те или иные тенденции в использовании способов введения новых сведений. В учебнике русского языка для V класса преобладает индуктивный способ подачи знаний. Это связано с тем, что именно в V классе, на начальном этапе изучения систематического курса русского языка в школе, представляется важным сформировать у учащихся умение самостоятельно анализировать факты языка, делать выводы и обобщения. При этом учитывается и то обстоятельство, что для наблюдения и самостоятельных выводов берется доступный материал, представленный наглядно в сопровождении вопросов и заданий, направляющих познавательную деятельность учащихся.

Как правило, новая информация в учебнике русского языка для V класса дается следующим образом: материал для наблюдений, вопросы и задания для учащихся к этому материалу и вывод в виде определений и правил. Следует иметь в виду, что при этом доля самостоятельности действий учащихся постепенно увеличивается. А перед учителем стоит задача сделать работу по анализу материалов для наблюдений более разнообразной. Для этого необязательно ограничиваться теми вопросами и заданиями, которые есть в учебнике, - можно использовать новые с учетом развития познавательной активности учащихся. Вот образцы таких заданий: самостоятельно разобраться в материале для наблюдений и привести свои примеры, аналогичные данным; разобраться в материале параграфа и дать дополнительные вопросы; найти то, о чем не говорили на прошлых уроках; отметить то новое, что узнали по сравнению с начальной школой; составить план ответа параграфа; сопоставить материалы двух параграфов и составить общий план их пересказа и т. п.

Не следует думать, что весь материал в учебнике для V класса изложен индуктивным способом. Там, где наблюдения учащихся организовать невозможно по каким-либо причинам, авторы используют дедуктивный путь изложения новых сведений.

Дедуктивный способ подачи нового материала (дедуктивное изложение) используется довольно последовательно в учебниках

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков