Лишайники

На этом уроке мы поговорим об удивительных организмах, которые являются промежуточными между царствами растений и животных – о лишайниках. Мы узнаем о двухкомпонентных и трехкомпонентных лишайниках, рассмотрим роль каждого из компонентов. Также мы поговорим об их разнообразии, среде обитания, размножении. И узнаем об их значении для человека и окружающей среды.

Тема: Бактерии и грибы

Урок: Лишайники

1. Вступление

Лишайники – симбиотические организмы, состоящие из гриба (микобионт) и водоросли (фотобионт). (см. рис. 1)

Компоненты лишайников

Рис. 1. Компоненты лишайников

Микобионт образует слоевище, внутри которого расположены клетки фотобионта.

Двухкомпонентные лишайники – лишайники, состоящие из одного вида гриба и 1 вида водоросли. Водоросль может быть сине-зеленой либо зеленой.

Трехкомпонентные лишайники – лишайники, состоящие из одного вида гриба и 2 видов водоросли. Присутствует 1 вид сине-зеленой и 1 вид зеленой водоросли.

Сине-зеленые водоросли в составе лишайника фиксируют атмосферный азот. Зеленая водоросль – источник органических веществ, гриб питается гетеротрофно и дает водоросли защиту.

2. Строение и питание лишайников

Симбиоз – любое длинное сожительство организмов 2 и более различных видов. (см. рис. 2)

Виды симбиоза

Рис. 2. Виды симбиоза

Паразитизм – форма взаимоотношений между организмами различных видов, из которых один (паразит) использует другого (хозяина) в качестве среды обитания и источника питания, нанося ему вред. Паразиты питаются соками, тканями или переваренной пищей хозяев, не умерщвляя их (в отличие от хищников).

Комменсализм – это форма взаимоотношений между двумя видами, когда деятельность одного из них доставляет пищу или убежище другому (комменсалу). Иными словами, комменсализм – одностороннее использование одного вида другим без принесения ему вреда. Комменсализм, основанный на потреблении остатков пищи хозяев, называют еще нахлебничеством.

Мутуализм взаимовыгодные отношения между организмами.

Водоросли лишайника способны существовать вне гриба, грибы, как правило, не способны к существованию без водоросли. Таким образом, гриб является умеренным паразитом водоросли. Микобионт поглощает питательные вещества фотобионта. Фотобионт не получает от гриба практически никаких веществ, гриб только защищает водоросль от негативных внешних воздействий.

3. Разнообразие и среда обитания лишайников

По форме существует 3 типа слоевища лишайников: (см. рис. 3)

Типы слоевища лишайников

Рис. 3. Типы слоевища лишайников

Таллом накипного лишайника плотно срастается с субстратом, что позволяет ему жить на горах, бетоне и др.

Листоватые лишайники крепятся к субстрату при помощи нижнего слоя таллома. Они растут на камнях и на коре деревьев. Представитель – ксантория настенная. (см. рис. 4)

Ксантория настенная

Рис. 4. Ксантория настенная

Кустистые лишайники растут на земле или свисают с веток деревьев. Представители – алектория (см. рис. 5), кладония (см. рис. 6).

Алектория

Рис. 5. Алектория

Кладония

Рис. 6. Кладония

Ягель (олений мох) широко распространен в тундре (см. рис. 7).

       

Ягель (олений мох)

Рис. 7. Ягель (олений мох)

Лишайники неспособны долго удерживать воду, поэтому в условия сухости она быстро теряется и организм переходит в неактивное состояние. А когда воды снова становится много, лишайник быстро переходит в активное состояние.

Лишайники способны впадать в анабиоз – состояние организма, при котором жизненные процессы (обмен веществ и др.) настолько замедлены, что отсутствуют все видимые проявления жизни. Анабиоз наблюдается при резком ухудшении условий существования (низкая температура, отсутствие влаги и др.); при наступлении благоприятных условий происходит восстановление нормального уровня жизненных процессов.

Растут лишайники очень медленно, из-за того что фотосинтезирует только водоросль и только в условиях высокой влажности. Следствие этого – большая продолжительность жизни и неприхотливость к питанию. Лишайники поселяются на голых скалах и очень чувствительны к загрязнению. Поэтому могут служить показателем чистоты воздуха.

4. Размножение лишайников

Поскольку лишайники – симбиотические организмы, они способны только к вегетативному размножению. Либо образованием специальных частиц – водоросли, оплетенной гифами гриба, либо частями таллома. Также лишайники способны размножаться за счет образования спор грибом.

5. Значение лишайников

Они поселяются на скалах и выделяют кислоты, разрушающие субстрат. Отмирая, лишайники начинают образовывать почву. На севере они составляют основу растительного покрова и служат кормом для травоядных животных. Из некоторых видов получают краску (см. рис. 8) и лакмус. Также некоторые лишайники употребляются в пищу, используются в медицинской и парфюмерной промышленности.

Рочелла красильная, используется для получения пурпурной краски

Рис. 8. Рочелла красильная, используется для получения пурпурной краски

Классификация лишайников

Классификация основана на микобионте. Названия лишайников основаны на названиях грибов, которые их образуют. Сейчас лишайники рассматриваются как экологическая группа, поскольку они друг другу не родственны.

Изучите лишайники Вашей местности

Определите, какие виды лишайников встречаются в Вашей местности, сделайте их рисунки и описания, попробуйте собрать небольшой гербарий.

Лихеноиндикация – определение состояния чистоты или загрязненности окружающей среды. Лишайники поглощают воду всем слоевищем со всеми питательными и токсичными веществами, что объясняет их чувствительность. Поэтому богатство их видового состава говорит о чистоте воздуха в данной местности.

Лихенометрия – использование лишайников для датировки скальных поверхностей. Возможно благодаря тому, что лишайники долго живут и медленно растут.

Манна небесная

Существует легенда, что когда у Моисея и его народа закончился хлеб, взятый из Египта, Бог послал им пищу – манну небесную. Сегодня ученые предполагают, что это серый лишайник, который ветер перекатывает по пустыням Африки и Средней Азии.

Список литературы

1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил.

2. Тихонова Е. Т., Романова Н. И. Биология 6. – М.: Русское слово.

3. Исаева Т. А., Романова Н. И. Биология 6. – М.: Русское слово.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Науколандия - Учебники и пособия по естественно-научным дисциплинам и математике .

2. Мультимедийный учебник по биологии .

3. Уроки биологии: играя обучать и обучаться! .

Домашнее задание

1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил. – с. 70, задания и вопрос 1, 6. .

2. Как размножаются лишайники?

3. Какие существуют типы лишайников?

4. Проведите оценку чистоты воздуха в области Вашей школы с помощью лихеноиндикации. Обсудите результаты со своей семьей, друзьями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков