Материал для лекции с родителями. Психологические особенности юношеского возраста. – психологу, планирование

Лекция для родителей. Психологические особенности юношеского возраста. Ранняя юность (от 14 до 18 лет) в буквальном смысле слова «третий мир»,существующий между детством и взрослостью. Биологически это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными, на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранение диспропорций, обусловлен-ных неравномерностью созревания. Социальный статус юношества неоднороден. Юность - за-вершающий этап первичной социализации. Подавляющее большинство ребят еще учащиеся, их участие в производительном труде зачастую рассматривается лишь в воспитательном плане, главная социальная задача этого возраста - выбор профессии. Но социальное и личностное само-определение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Наряду с дифференциацией умственных способно-стей и интересов, без которой затруднителен выбор профессии, это требует развития интеграль-ных механизмов самопознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам; 16-летний человек начинает воспринимать и осмыс-ливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния соб-ственного «Я». Открытие своего внутреннего мира - радостное и волнующее событие. Но оно вы-зывает и много тревожных переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Вместе с сознанием своей уникальности и неповторимости приходит чувство одиночества. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повыша-ется его избирательность, потребность в уединении. Бессознательное желание избавиться от прежних детских идентификаций активизирует рефрексию, а так же чувство непохожести на дру-гих. Осознавание своей особенности вызывает характерное для ранней юности чувство страха одиночества. Юношеский возраст строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него сформируется неадекватная личность, развитие которой может идти по четырем основным направлениям: 1. Уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений. 2. Размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен. 3. Размывание продуктивных и творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутрен-ние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности. 4. Формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицатель-ных образов для подражания. Чрезвычайно важный компонент самосознания - самоуважение. Это понятие многознач-но, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства. Короче, самоуважение - это личное ценностное суждение, выраженное в установках индивида к себе. Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении. Несовпадение реального и идеального «Я» - вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного воспитания. В этом случае конфликт разрешается, в случае сильного «Я», активно - деятельностью, будь то учеба, труд или самовоспитание. Наоборот, типичная черта невротика - слабое «Я». Невротическая рефлексия остается на уровне пассивного самосозерцания. Еще одна из главных особенностей раннего юношеского возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми; нарастание потребностей в освобождении от кон-троля и опеки, взрослых вообще, а так же от установленных ими правил и порядков. И в то же время сфера отношений с взрослыми складывается достаточно противоречиво. Большинство опрошенных (85%) старшеклассников признают потребность в общении с взрослыми как акту-альную для себя, из них свыше 66% в качестве наиболее желательных партнеров по общению называют родителей; среди тем, на основе которых могло бы строиться общение с взрослыми, называются такие, как выбор будущей профессии, учебные дела, взаимоотношения с окружаю-щими, увлечения, вопросы морали, о себе, своем прошлом, настоящем и будущем, к

       
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков