Мир в XXl веке. Новые модели цивилизации (география 10 класс)

Видеоурок «Мир в XXI веке. Новые модели цивилизации» является последним в данном курсе. На этом уроке мы проведем обзор существующих точек зрения относительно будущего нашей цивилизации. Рассмотрим ряд проблем кризисного плана, угрожающих миру в XXI веке. Далее обсудим стратегию устойчивого развития, разработанную мировым сообществом, и связанные с этой стратегией новые модели цивилизации.

Тема: Глобальные проблемы человечества

Урок: Мир в XXI веке. Новые модели цивилизации

1. Оценка современной цивилизации

В настоящее время существуют две противоположные оценки современной цивилизации: пессимистическая и оптимистическая.

Пессимистическая оценка современного состояния цивилизации:

1. Жестокий экологический кризис.

2. Нарастающий социальный кризис.

3. Демографический кризис.

4. Экономический кризис.

5. Духовный кризис человечества.

Массовые протесты в Греции

Рис. 1. Массовые протесты в Греции (2012 г.)

2. Стратегия устойчивого развития

Устойчивое развитие – гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное) развитие – это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Во многом речь идет об обеспечении качества жизни людей.

Схема устойчивого развития

Рис. 2. Схема устойчивого развития

Концепция устойчивого развития формировалась в ходе постепенного осознания обществом природоохранных, экономических и социальных проблем, оказывающих влияние на состояние природной среды. Это конструктивная реакция общества на наблюдаемые и активно освещаемые в научных публикациях и средствах массовой информации процессы деградации природы под усиленным антропогенным давлением.

Идеи о необходимости устойчивого развития не новы, ведь еще в начале XX века наш великий соотечественник В. В. Вернадский, намного опережая свое время, выдвинул концепцию ноосферы (сферы разума), в основе которой лежит идея гармонизации взаимодействия общества и природы. Он говорил, что «человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой, которая определяет новое геологическое эволюционное изменение биосферы», и предупреждал об опасностях, скрытых в формировании ноосферы.

Прогресс экономической науки привел ко всё большему учету природного фактора. С одной стороны, большинство традиционных природных ресурсов стали дефицитными. Причем это относится не только к невозобновимым ресурсам, но также и к так называемым возобновимым ресурсам – прежде всего, ресурсам экосистем (экосистемным «товарам» и «услугам») и биоразнообразию. Одно из определений устойчивого развития – это неистощительное развитие в долгосрочном, межпоколенном плане. Так как природа является основой жизнедеятельности человека, ее истощение и деградация при существующих экономических отношениях негативно сказывается на социальных отношениях, росте нищеты и структурах производства и потребления. С другой стороны, оказалось, что многие возобновимые природные блага не имеют должной ценности, что является источником их истощения и деградации. Поэтому произошел переход к экологической экономике и экономике устойчивого развития.

Схема экологического производства

Рис. 3. Схема экологического производства

3. Распад генома человека

О распаде генома свидетельствуют рост числа многих заболеваний, увеличение курящих и злоупотребляющих алкоголем, появление новых болезней.

4. Киотский протокол

Киотский протокол – международное соглашение, принятое в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Оно обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.

Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования – механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлился пять лет – до 31 декабря 2012 года, после чего, как ожидается, на смену ему придет новое соглашение.

Цель ограничений – снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (углекислый газ, метан, фторуглеводороды, фторуглероды, закись азота, гексафторид серы) на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 года.

Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:

- Евросоюз должен сократить выбросы на 8%.

- США – на 7%.

- Япония и Канада – на 6%.

- Страны Восточной Европы и Прибалтики – в среднем, на 8%

- Россия и Украина – сохранить среднегодовые выбросы в 2008–2012 годах на уровне 1990 года.

Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.

5. Кризис капитализма

Кризис капитализма – революционный процесс распада мировой системы капитализма и его внутреннее разложение. Капитализм во многом привел к сильному расслоению общества, деградации экономик многих стран, уменьшению внимания к человеку.

       

Домашнее задание

Тема 11, П. 2, 3

1. Расскажите об устойчивом развитии.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А. П. Кузнецов, Э. В. Ким. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В. П. Максаковский. – 13-е изд. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. – 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. – Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. – 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А. Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2001. – 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

2. Бобылев С. Н., Гирусов Э. В., Перелет Р. А. Экономика устойчивого развития: Учебное пособие. – М.: Ступени, 2004. – 303 с.

3. Устойчивое экологобезопасное развитие: Курс лекций / Под ред. А. Д. Урсула. — М.: Издательство РАГС, 2001.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – 2-е изд., испр. и дораб. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э. М. Амбарцумова. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю. А. Соловьева. – М.: Астрель, 2010. – 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебное пособие / Сост. Э. М. Амбарцумова, С. Е. Дюкова. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю. А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. – М.: МЦНМО, 2011. – 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю. А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 272 с.

7. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В. В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2011. – 288 с.

8. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В. В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2010. – 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений .

2. Федеральный портал Российское Образование .

3. Яндекс Словари .

4. Википедия .

5. United Nations Framework Convention on Climate Change .

6. Устойчивое Развитие .

7. Википедия .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков