Океаны и моря у берегов Евразии – география, уроки

Тема: "Океаны и моря у берегов Евразии"

Цель урока:

1) Сформировать знания о влиянии океанов на климат, растительность, животный мир и хозяйство Евразии;

2) Развивать умение работать с картой;

3) Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Метод обучения:словесный

Форма организации:коллективная

Тип урока:комбинированный

Вид урока:проблемное обучение

Оборудование: Физическая карта Евразии, диск ВВС-8, "Голубая планета", 4 серия, 1,2,3,4 эпизоды (до северного сияния), презентация к уроку.

Ход урока

I.Организационный момент.

Приветствие. Выявление отсутствующих.

II. Проверка домашнего задания.

1. Природные особенности Евразии (части света Европа и Азия; ¾ населения Земли - 4 млрд. человек; площадь с островами 53,3 млн. км² - 1/3 суши; Джомолунгма; Мертвое море на высоте -403 м; самый большой полуостров Аравийский - 3 млн. км²; полюс холода Оймякон (- 71°С); в пустыне Тар в Индии +53°С; Черапунджи 12000мм осадков; в Аравии менее 15 мм осадков; самое большое озеро - Каспий 390 тыс. км², самое глубокое - Байкал 1620 м; все климатические пояса; все океаны омывают)

2. Географическое положение (граница между частями света; крайние точки - Челюскин, Пиай (между ними 8 тыс. км), мыс Рока и Дежнева (16 тыс. км); некоторые участки в западном полушарии; план характеристики материка на стр. 239)

3. История заселения и исследования материка (исследования древних греков, финикийцев, вавилонцев, египтян, минойцев; в I веке н. э. индийцы открыли острова Суматра и Ява, заселили Индонезию, позже малайцы - Мадагаскар; греки - Дунай, Каспий, Дон, Черное море)

4. Знаменитые путешественники, исследовавшие Евразию (Н. М. Пржевальский 15 лет в Центральной Азии, прошел 33 тыс. км, 4 экспедиции - Тибет, Гоби, верховья Хуанхэ и Янцзы, озеро Лобнор; описал дикую лошадь, дикого верблюда; собрал коллекцию минералов, растений; похоронен на Иссык-Куле; П. П. Семенов - две экспедиции в Тянь-Шань, открыл пик Хан-Тенгри; описал высотные пояса, установил, что снеговая линия выше, чем в Альпах, доказал, что Чу берет начало не из Иссык-Куля; его именем назван хребет, пик и ледник; Ш. Уалихановв 1856 - 1859 гг. исследовал Семиречье, Иссык-Куль, Кашгарию; Васка да Гама в 1498 г. нашел путь до Индии вокруг Африки; С. Дежнев в 1648 году прошел из Северного Ледовитого океана через Берингов пролив в Тихий океан; В. Беринг и А. И. Чириков в XVIII веке открыли северо-восточную часть Америки и Алеутские острова; Р. Пири в 1909 г. дошел до Северного Полюса; Марко Поло в 1271 - 1295 гг. в Китай, Индию и Индокитай; Н. А. Вавилов в 1924 - 1927 г. исследовал центры происхождения культурных растений - стр. 12-13)

III.Всесторонняя проверка знаний.

1.Крайней восточной точкой материка Евразия является мыс (Челюскин)

2.Оболочка жизни - это (биосфера)

3.Условная линия на плане, соединяющая точки с одинаковой абсолютной высотой - это (горизонталь)

4. Из каких основных газов состоит воздух? (78%азота, 21%кислорода, 1%другие газы)

5. Гималайские горы расположены на границах литосферных плит (Евроазиатской и Индо-Австралийской)

6. Чертёж небольшого участка земной поверхности, сделанный в определённом масштабе (план)

       

7.Скорость перемещения литосферных плит за год от (1 - 5см)

8. Среднее годовое количество осадков в пустынной зоне (30 - 200мм)

IV. Подготовка к объяснению новой темы.Написать на доске тему урока, объяснить цели урока.

Проблемный вопрос: Какие океаны окружают Евразию? Какое влияние на материк оказывает каждый из них?

V.Работа в группах.(по 4 человека) с текстами, таблицами, учебником, ИКТ.(10 минут)

Изучить материал документа, выбрать основное о круговороте вещества, написать эссе ( 10 - 15 предложений)

Итогом работы в группе должна стать презентация своей темы.

Задание 1 группе

Атлантический океан (Северо-Атлантическое течение, западные ветра, зима мягкая, влажная; Доггер-Банка самое мелкое место Атлантики (13 м); от Исландии начинается самый длинный Центрально-Атлантический хребет - много вулканов, в Исландии гейзеры, вулкан Гекла; Гибралтарский пролив шириной 12 км; на дне Средиземного моря граница столкновения литосферных плит, вулканизм, соленость воды 37‰; отмели Средиземного и Северного морей богаты нефтью и газом; 39% рыбы ловят в Атлантике, в Бискайском заливе с IX века китобойный промысел; морские пути; загрязнение, особенно Средиземное море)

Задание 2 группе.

Северный Ледовитый океан (самый маленький, холодный и мелководный; самое большое - Норвежское море, самое маленькое - Белое; много котловин и подводных хребтов - хребет Ломоносова; на севере Гренландского моря самое глубокое место (5527 м); навигация 2 - 4 месяца в восточной части океана; Трансарктическое течение; многолетние паковые льды и торосы; арктические холодные сухие воздушные массы; зимой температура на востоке -40°С, летом 0°С; среднегодовое количество осадков 100-200 мм; тюлени, моржи, белые медведи, птицы; жители занимаются рыболовством, сбором пуха, охотой; Северный морской путь международного значения, связывает порты Европы и Дальнего Востока; атомные ледоколы; внесли вклад в изучение - Беринг, Баренц, Нансен, Седов, Шмидт, Папанин; в Санкт-Петербурге Центр изучения полярных зон, музей)

Задание 3 группе

Тихий океан (много островных дуг, желобов, котловин; самый большой - 180 млн. км²; все климатические пояса; муссоны; Северное пассатное течение, Куросио, Северо-Тихоокеанское течение приносят тепло и влагу; холодное Курильское течение; тайфун в конце лета, начале осени; температура поверхностных вод от-1°С до +29°С; соленость ниже, чем в других океанах, потому что много осадков)

Задание 4 группе.

Индийский океан (много вулканических островов; Красноеморе на границе столкновения литосферных плит, его соленость 41 ‰ - самое соленое в Мировом океане; в прибрежной части воды меняют свое направление - летом с запада на восток, зимой - с востока на запад - из-за муссонов; самый теплый океан, самая высокая температура в персидском заливе (+34°С), на юге -1,5°С; соленость высокая; коралловые рифы; сбор жемчуга; в персидском заливе - нефть и газ; на отмелях Индийского океана - олово, фосфориты, золото; судоходство)

VI. Обмен информацией в группах (по 3 минуты)

VII. Презентация выполненных работ.

Подводится итог, самооценка и оценка учителя, с комментариями

VIII.Работа с контурными картами.

Подписать на контурных картах название океанов и рек каждого бассейна.

IХ. Домашнее задание. § 15, к. к.

Х. Рефлексия.Комментирование оценок.

Вывод: Побережье Евразии омывается водами всех четырех океанов. Океаны по-разному омывают побережья материка, составляют очень много прибрежных морей, заливов, систему проливов. Особенно сильно изрезаны западные и восточные части материк

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков