Описание картины Рериха «Заморские гости»

В 1899 году Николай Константинович Рерих совершил путешествие по «великому водному пути» к Новгороду. «Чудно и страшно было сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Новгородская рать на роковую Шелонскую битву...», - писал о своих впечатлениях художник. Именно тогда у молодого Рериха выкристаллизовался сюжет «Заморских гостей». Эта картина, написанная в 1901 году, сразу же получила всеобщее признание. Картина имеет и свой литературный вариант в новелле, написанной Н. Рерихом в 1900 году. На картине по синей глади безмятежного моря медленно движутся на зрителя расписные варяжские ладьи. Гордо вздымаются узорчатые головы грифонов-драконов, крутые борта кораблей украшены разноцветными щитами, алые паруса пылают на фоне небесной лазури. С любопытством вглядываются столпившиеся на корме викинги в открывающиеся перед ними дали. Привлекает картина и своей красочной праздничностью.

Открытые, напряжённые тона создают ощущение радостного перезвона ярких цветов. Красные и синие, голубые и золотисто-коричневые краски в украшении кораблей, в природе и одежде людей особо звучат рядом с белизной лёгких облаков и крыльями летящих над морем чаек. Живописность этой картины открывает перед зрителем (как и перед варягами) новую, дотоле неведомую страну. И вот мы уже узнаём узорочье народных орнаментов и праздничность древнерусского искусства. В памяти зрителей оживают любимые с детства сказания о людях минувших времён, о славной жизни, овеянной столькими поэтическими легендами. За гранью веков, где подлинная история сливается с мифом, а сказочное превращается в реальность, живут эти гости из чужой страны, приехавшие посмотреть на Русь Великую. Но, вглядываясь в картину, мы не найдём в ней ярко и живо написанных лиц, отдельных характеров, своеобразных индивидуальностей. Лица викингов едва различимы,,

А жителей русских городов не видно вообще. Созданный на картине «Заморские гости» образ не отвлечённый. Неповторимо сияет солнце в волнах и в парусах. Самобытны нарядные варяжские суда, есть своё «лицо» и у зелёных прибрежных холмов, у домов и стен далёкого города.

В молчаливых его строениях, в сонной неторопливости долин и гор ощущается дремлющая силастраны.

       

Поразительно мастерство Н. Рериха, с каким он написал озарённые закатными лучами и

Горящие на солнце разноцветные струги. Плотная синева волн, зелёные холмы и стены, встающего вдалеке града, чистая синева небес, радостное сияние утреннего солнца - всё заставляет верить в чудесную сказку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: