Основные методы обучения истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида — история, прочее

Изучение курса истории идет под непосредственным руководством учителя, организующего процесс усвоения исторического материала с использованием различных методов, приемов, средств в целях более прочного усвоения знаний и развития познавательной активности детей. Выбор методов осуществляется с учетом возможностей учащихся и воздействия на их развитие, коррекции имеющихся недостатков в познавательной деятельности, формирования личности.

На уроках истории в специальной (коррекционной) школе используются те же методы, приемы и средства обучения, что и в общеобразовательной школе, но с учетом содержания курса истории для школ VIII вида и познавательных возможностей учащихся с нарушением интеллекта. В обучении истории учащихся специальной (коррекционной) школы роль устного слова неизмеримо возрастает.

К методам устного изложения широко применяемым в специальной (коррекционной) школе относятся: повествование, описание, объяснение, беседа.

    Рассказ.

Рассказ на уроке истории в специальной (коррекционной) школе строится исходя из учебника, его структуры и фактического материала. Живое слово играет ведущую роль при обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным (10 - 15 минут). Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.

    Описание.

В отличие от рассказа, в описании нет сюжета, но есть конкретный объект, признаки которого сообщаются учащимся. Описание может быть картинным и аналитическим.

Разновидность описания - характеристика. Она включает только точно сформулированное перечисление существенных черт и особенностей исторического явления в их внутренней связи. В обучении учащихся с нарушением интеллекта важное место занимают характеристики выдающихся исторических деятелей (с опорой на портрет). Они помогают понять, что историю делали люди, но их взгляды, стремления и действия были обусловлены конкретной эпохой, классовой принадлежностью. На примере характеристики исторического героя воспитываются такие важные черты и качества личности учащихся, как патриотизм, мужество, справедливость и т. д. Характеристики участников событий способствуют лучшему пониманию самих событий.

    Объяснение. С помощью объяснения облегчается понимание и сознатель-

ное усвоение исторического материала учащимися, тем более в специальной (коррекционной) школе, где иные вопросы приходится объяснять неоднократно, возвращаясь к пройденному материалу. Объяснение используется в тех случаях, когда учитель дает инструктаж учащимся по выполнению самостоятельного задания на уроке.

    Беседа является устным методом обучения в форме диалога. Предполагает

активное участие школьников в обсуждении, осмыслении исторического материала, выступает как метод проверки знаний. На уроках истории в специальной (коррекционной) школе беседа выполняет коррекционную функцию, так как обратная связь позволяет учителю вовремя увидеть проблемы или неточности в знаниях и провести работу по их устранению.

В учебном процессе используются различные печатные тексты, но место и роль их в обучении истории неодинакова.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы к 7 классу уже имеют навыки объяснительного чтения, полученные в начальных классах (пересказ по частям, составление плана по картинкам, выяснение главной мысли текста, ответы на вопросы и т. д.) Эти навыки следует закреплять и при чтении исторических текстов со значительно усложненным смыслом и большим запасом слов.

К методам работы с письменными источниками относятся: работа с учебником, работа с историческим документом, работа с периодической печатью, использование художественной литературы.

    Работа с учебником.

Использовать учебник следует непосредственно на уроке, иногда прочитывая вслух важный отрывок, иногда предлагая учащимся прочесть про себя какую - нибудь часть рассказа и ответить на вопросы, данные в задании или поставленные учителем. Можно обращаться к учебнику для поиска фразы, даты, доказательства, главной мысли, для подтверждения какого - либо пункта плана урока, соотнесения иллюстративного материала с текстом учебника.

    Работа с историческими документами.

В процессе обучения истории учащиеся специальной (коррекционной) школы приучаются работать с историческими документами, но под четким руководством учителя. Самостоятельная работа с документальными источниками, требующая глубокого анализа, обобщения, оценки содержания документа, не планируется.

Чаще всего учитель сам использует исторические документы, включая их в свой рассказ по теме урока, предварительно переработав и упростив содержание, наметив словарную работу.

    Работа с периодической печатью.

Наибольшую роль периодическая печать играет при изучении современного периода развития России, давая учащимся возможность полнее представить события, происходящие в социально - экономической, политической и культурной жизни страны. В процессе выполнения заданий, связанных с поиском и изучением необходимого материала периодической печати, развивается активность и самостоятельность, мыслительная и речевая деятельность школьников, расширяется кругозор. Таким образом, использование в процессе обучения истории материалов периодической печати будет способствовать социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

    Использование художественной литературы.

Значение художественной литературы в обучении истории учащихся с нарушением интеллекта заключается в следующем:

- повышает наглядность изложения материала учителем;

- служит конкретизации учебного материала;

- помогают формированию представлений о прошлом;

- способствуют лучшему запоминанию учебного материала;

- повышает эмоциональное воздействие рассказа учителя на учеников;

- воспитывает определенное отношение учащихся к событиям и героям.

Подбирая отрывок из художественного произведения для урока истории в специальной (коррекционной школе), учитель всегда должен помнить о том, чтобы не перегрузить свое изложение литературными образами.

В обучении истории учащихся с нарушением интеллекта методы наглядного обучения занимают особое место, поскольку мышление учащихся специальной (коррекционной) школы требует образности и конкретности воспринимаемого материала. Наглядные образы являются основой для формирования представлений и понятий. Роль наглядности в условиях специальной (коррекционной) школы по мере взросления учащихся не снижается. На уроках используются разные наглядные средства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: