Открытый урок по литературе по теме “Старуха Изергиль”

Разработка открытого урока по русской литературе по творчеству М. Горького, в котором раскрывается понятие "романтического героя".

М. Горький. "Старуха Изергиль": легенда о Данко

Цель: знакомство учеников с легендой о Данко и такими понятиями как "романтизм", "романтический герой"

Задачи:

Развить навыки анализа текста

Развить художественное мышление

Развить художественный вкус

Развивать логически связанную речь

Формировать читательскую позицию

Тип урока: изучение новой темы

Форма урока: чтение и анализ текста

План урока:

1. Знакомство с биографией М. Горького

2. Выразительное чтение легенды о Данко

3. Работа по вопросам

4. Самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Организационный момент

2. Проверка Д/З

3. Изучение нового материала

4. Итог урока

Метод: слово учителя

Прем: приветственное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Открываем тетради, записываем дату и тему урока.

Образец оформления доски:

(дата)

М. Горький. "Старуха Изергиль": легенда о Данко

Давайте сформулируем цель вашего урока.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

- Сейчас мы проверим, как вы выполнили домашнее задание. Что вам нужно было

Сделать дома?

Метод: Слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

- Творческий путь писателя начался с публикации в сентябре 1892 г. в тифлисской газете "Кавказ" рассказа "Макар Чудра". Тогда же появился литературный псевдоним - Максим Горький. А в 1895 г. был напечатан рассказ "Старуха Изергиль". Горького сразу заметили, в печати появились восторженные отклики. Было очевидно, что рассказы носят романтические черты.

Романтизм - особый тип творчества, художественное направление, характерным признаком которого является отображение жизни вне реальных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной действительностью, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

Романтический характер ранних рассказов Горького - выражение стремления молодого писателя "возвыситься над действительностью, взглянуть на дело текущего дня с высоты..прекрасных целей". Принципы романтизма Горького явно обозначены им самим: "Героическое дело требует героического слова"; "Настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого... чтобы не было похоже на жизнь, а было ваше ее, лучше, красивее"; романтические образы призваны "запечатлевать в красках, словах, звуках, форме то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного"

Метод: слово учителя

Прием: установочное слово учителя

- Познакомимся с одним из ярчайших романтических образов Горького - с героем легенды о Данко из рассказа "Старуха Изергиль". А для этого мы с вами откроем учебники на странице 340 и прочитаем эту легенду.

Метод: беседа

Прием: эвристическая беседа по вопросам

- Какое впечатление произвел на вас рассказ о Данко?

- Как вы бы могли охарактеризовать главного героя?

- Какую роль в рассказе играет портрет?

- В чем особенность пейзажа в легенде? Какова его роль?

- Каковы отношения Данко и остальных людей?

- Чего испугался "осторожный человек", наступивший ногой на "гордое сердце" Данко? С какими литературными персонажами можно сопоставить этого "осторожного человека"?

- Легенда о Данко заканчивается словами: "Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!" Какие искры имеются в виду?

- Какова позиция автора и как она выражена?

Что вы можете сказать об образе повествователя?

- Л. А. Трубина пишет, что в легенде о Данко утверждается "идея подвига во имя общего счастья".

- Какой поступок вы назовете подвигом?

- Кто и во имя чего в легенде совершает подвиг?

- Действительно ли в легенде утверждается идея подвига во имя общего счастья?

В одном из отзывов ученик писал: "Подвиг, который совершил Данко, был неразумен. Можно было зажечь факел, дать каждому и добрести до конца леса. Подвиг должен совершаться в разумных пределах".

- Разумен или неразумен поступок Данко?

- В каких пределах разумен подвиг и когда человеку необходимо его совершать?

Г. Владимов убежден, что "нельзя ни от кого потребовать героизма, но научиться уважать его можно".

       

- Требует ли Горький в легенде о Данко героизма от людей?

- В чем заключен смысл легенды о Данко - в прославлении героизма или в стремлении научить людей уважать героизм? Или в чем-то другом?

А. Н. Семенов пишет: "В своем творчестве Горький решал вопросы о том, каким быть человеку и как ему жить среди людей".

- Присутствуют ли эти вопросы в легенде о Данко? Если да, то как на них отвечают герои Горького?

- Для чего написана легенда о Данко

Метод: слово учителя

Прием: установочное слово учителя

- Мы с вами поработали над легендой о Данко М. Горького, разобрали вопрос человеческого подвига, вопрос выбора позиции жизнь в человеческом обществе. Теперь вы в своих тетрадях дадите письменный ответ на следующий вопрос:

Каким должен быть человек и как ему жить среди людей?

Метод: слово учителя

Прием: оценочное слово учителя

На уроке вы хорошо поработали, отметки получили следующие учащиеся (называет имена детей и комментирует их отметки)

Метод: слушание

Прием: глобальное, некритическое, неоценочное слушание

Записывают в тетрадях:

Дата

М. Горький. "Старуха Изергиль": легенда о Данко

- На сегодняшнем уроке мы должны будем познакомиться с творчесвтом М. Горького, а также изучить его произведение "Старуха Изергиль", а в частности поговорить о легенде о Данко

Метод: слушание

Прем: критическое слушание

- Дома мы должны были подготовить сообщение о М. Горьком

(три ученика рассказывают сообщения о Горьком)

Метод: слушание

Прием: глобальное слушание

Метод: слушание

Метод: критическое слушание

Метод: чтение легенды.

Прием: комментированное чтение легенды о Данко

Ученики дают свои ответы

Учащиеся характеризуют героя

Учащиеся говорят о важности портрета героя в раскрытии его характера, подтверждают это текстом.

Говорят о важной роли пейзажа в изображении внутреннего мира людей и в описании событий легенды.

- Данко вступает в противостояние с миром людей. Этот герой, жертвующий собой из любви к другим, попадает в положение отверженного: "Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на их лицах благородства, и нельзя было ждать ему пощады от них".

- Он испугался того, что кто-нибудь увидит это пылающее сердце, и вдруг из этого что-нибудь выйдет. Этого героя можно сопоставить с героем А. П. Чехова "Человек в футляре" (Беликовым).

Варианты ответов учащихся

Варианты ответов учащихся

Варианты учащихся.

- Образ повествователя - один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но у Горького герой - рассказчик является важнейшим средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка - восхищение силой, красотой, неординарностью человеческой личности.

Пример ответа:

- На мой взгляд, подвиг - это самоотверженный поступок человека ради спасения других людей из любви к ним. Поступок Данко я считаю примером настоящего подвига.

- Да, потому что Данко жертвует собой ради счастья своего племени.

- Он разумен, потому что огромная любовь - это естественное состояние человека, и жертва собой во имя счастья тех кого ты любишь вполне разумна.

Варианты ответов

- Наверное, нет. Скорее он нас учит уважать подвиг героев, таких как Данко.

Варианты ответов учащихся

- Да, Горький показал нам несколько примеров жизни человека в обществе. Одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других.

Варианты ответов учащихся

Метод: слушание

Прием: критическое слушание

Письменно отвечают на вопрос

Метод: слушание

Прием: оценочное слушание

На доске записана дата, тема, цель урока

Оценки за сообщение выставляют все вместе после общего обсуждения

Читает хорошо подготовленный ученик

5. Домашнее задание

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово учителя

- А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. К следующему уроку вы должны будете подготовить художественный пересказ легенды о Данко, а также письменно ответить на вопрос: "Стоили ли люди, которых Данко вывел на свет, вырванного из груди сердца Данко?" Напишите об этом небольшое эссе. А также по желанию можете нарисовать иллюстрацию к произведению.

Метод: слушание

Прием: критическое слушание

Запись домашнего задания в дневник

Домашнее задание записано на доске

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков