Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему: «Окончание. Роль окончания в слове»

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классеТема урока: Окончание. Роль окончания в слове.

Цели урока: учить находить и выделять окончание в слове, дать понятие, что окончание - часть слова, которая изменяется и служит для образования новых слов, развитие логического мышления, воспитание доброты и любви к родному языку.

Ход урока:

Организационный момент:

Учитель: Прозвенел звонок. Начинаем урок русского языка. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

Минутка релаксации: Поставьте свои ладошки вот так. Представьте себе, что на ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете, он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. Вас обвевает теплый ласковый ветерок, придает бодрость, будит воображение, помогает открывать многие тайны языка.

Ученик: Родной язык - святой язык

Отца и матери язык.

Как ты прекрасен!

Целый мир в твоем

Богатстве я постиг!

Эти слова являются эпиграфом нашего урока.

Учитель: Да, ребята, наш язык сложен и многогранен. Каждый урок русского языка - ступенька к познанию его законов, открытию нового.

2 Повторение изученного материала:

Мы продолжаем сегодня работу по теме " Состав слова".

Вспомним, что мы знаем по изученной теме.

- Какие части слова мы изучили?

- Какая часть в слове самая главная?

- Что такое корень?

- Какие части слова участвуют в образовании новых слов?

- Как называется такая работа над словом?

- что такое приставка?

- что такое суффикс?

Учитель: Молодцы! Теорию вы знаете хорошо. Сейчас посмотрим, как свои знания вы умеете применять на практике. Я предлагаю выполнить тест. Возьмите в руки карточку №1. На этой карточке записаны слова и задания, которые вы должны с ними выполнить. Внимательно прочитайте.

Подчеркнуть слова, которые состоят:

1 ряд - из корня и приставки;

2 ряд - из корня и суффикса;

3 ряд - из приставки, корня и суффикса.

Поход, мостик, перелесок, цветник, пригород, подсвечник.

- проверка выполнения задания.

- какие слова, состоящие из корня и приставки подчеркнули учащиеся 1 ряда? и т. д.

- кто выполнил по-другому? кто подчеркнул другие слова?

Я убедилась, что изученный материал вы знаете хорошо.

3 Грамматико - орфографическая зарядка.

Сегодня мы продолжим исследование строения слов. На уроке вам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих удач!

Итак, 1 задание - Грамматико - орфографическая зарядка.

Откройте книжечку со словарными словами с. 45, выполняем упр. 45 2 столбик, прочитайте задание. Работаем самостоятельно.

Проверьте выполненное задания. У кого по -другому?

Составьте вопросы к этим словарным словам с точки зрения лингвистики. А лингвистика вы знаете - это наука о языке.

- к какой части речи относятся записанные слова?

- на какие группы все слова можно разделить?

- в каком слове больше всего гласных?

- какое слово состоит из одного корня?

Какое слово переносится 1 раз?

А следующее задание выполняем в тетрадях. На доске записано предложение. Это строки из стихотворения замечательного русского поэта Сергея Есенина.( читает учитель)

(З.)круж. лась л. ства з. л.тая

(В)р. зоватой в. де (на)пруду.

- прочитайте орфографически

Спишите в тетрадь, вставив пропущенные орфограммы

- проверяем вставленные орфограммы

- дайте характеристику предложению и подчеркните основу.

- Каждый почувствовал красоту этих строк, которая достигается использованием автором инверсии, т. е. обратного порядка слов. Сказуемое стоит перед подлежащим, прилагательное после сущ. Подробнее с этим вы будете знакомиться в старших классах.

3 Изучение новой темы:

1 - Найдите в этом предложении все имена существительные

- какие сущ. в этом предложении употреблены с предлогом?

- выпишите сущ. с предлогом в воде

- употребите это существительное с другими предлогами

в воде

у воды

за водой

к воде

       

- назовите общую часть, выделите корень

- назовите ту часть, которая изменяется и обведите ее в квадрат

- кто знает, как называется эта часть слова?

Тема нашего урока: Окончание. Роль окончания в слове.

- Главная задача на уроке научиться определять окончание в слове и запомнить, для чего оно нужно. На 1 вопрос вы уже можете ответить. Что такое окончание? Сейчас ответим на вопрос, для чего оно служит.

2 Для этого выполним следующее задание - "Ты - редактор". Возьмите карточку №2. Какое задание в этой карточке? Всем понятно?

Наша страна - Россия. В нашей ( страна) пройдут зимние Олимпийские игры. Мы гордимся нашей ( страна).

- работу выполняем в парах.

Проверка:

- Послушаем, что у вас получилось?

- Какая часть изменяется у сущ. страна?

- Для чего вы изменяли окончание?

3 Давайте попробуем ответить на вопрос: Для чего служит окончание?

- Сформулируйте вывод, что вы узнали об окончании?

Вот мы и сделали маленькое, но очень важное открытие.

4 Убедимся в правильности нашего вывода и прочитаем правило на с. 69

Ф м

А сейчас мы отдохнем. Положили руки на колени, спинку держим прямо. Мы выполним упражнения, которые помогут снять усталость. Отдыхают наши глазки. Отдыхают наши руки, мышцы спины.

5Закрепление нового материала

Закрепим новое правило и выполним упр.119(3)

- прочитайте задание

- выполняем с комментированием

- меняется ли смысл слов в 1 столбике? во втором?

Такая работа в лингвистике называется словоизменением.

- Похожее задание из этого упражнения под цифрой 1 вы выполните дома.

6Следующее задание - замените предлоги на противоположные по значению.

Войти в дом ( выйти из дома)

Выехал из деревни ( въехал в деревню)

Отплыть от берега ( приплыть к берегу)

- выделяем окончание

- чтобы найти окончание, надо слово изменить

7 Работа с пословицей:

Прочитайте слова на доске: Птица, перо, человек, ум.

- к какой части речи относятся слова?

- добавьте слово красна и составьте пословицу.

Красна птица пером, а человек умом.

- объясните смысл пословицы

(О птице судят по красоте ее перьев, а о человеке судят по его уму. А чтобы быть умным, надо свой ум развивать, то есть учиться)

- запишите пословицу в тетрадь

- проверьте

- у сущ. выделите окончания

8 А теперь мы попробуем сделать полный разбор слов по составу. Начинать разбор слов мы будем с окончания. А для того, чтобы выделить окончание, надо слово ....

Тропинка, посадка

Каким будет следующее слово, вы узнаете, разгадав шараду. Полученное слово разберите по составу.

1 в.

Корень в слове "снежинка"

Приставка в слове "подъехал"

Суффикс в слове "лесник"

Окончание в слове "ученики"

2в.

Корень в слове "вязать"

Приставка в слове "замолчать"

Суффикс в слове "сказка"

Окончание в слове " рыба"

Завязка

9 И последнее задание: распределить слова в 2 группы:

Гора, пригорок, горы, гористый, гору, горой, горе.

Подходит к концу наш урок. Ответим на главный вопрос. Что такое окончание?

11.Отметки, домашнее задание.

Подошел к концу наш урок. Я благодарна своим ученикам за замечательную работу. Гостям за поддержку и сопереживание. Цветок Добра согревал наши сердца, дарил взаимопонимание и радость открытий.

В память о нашем уроке мне хочется подарить вам сувенир с изображением нашего цветка. Пусть он сохраняет тепло нашего урока.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков