Открытый урок русского языка “Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки”

Лозунг "Словари - наше богатство" существует многие годы, но реализуется, надо признать, только в УМК "Перспективная начальная школа". Работа со словарями - это возможность формирования всех ключевых компетенций. Словари являются полезным пособием для развития речи. С помощью словаря учащиеся обогащают свой словарный запас, уточняют и активизируют его. Они знакомятся с лексическим значением слов, усваивают грамматические формы, учатся правильному орфографическому произношению и соблюдению в словах нормативного ударения. Своей задачей считаю - научить детей правильно пользоваться словарями и использовать их в своей работе. Использование толковых словарей способствует знакомству со всеми сторонами слова: лексической, грамматической, этимологической, орфографической.

Использование словарей способствует прочному усвоению знаний. Они вносят оживление в работу над словом и положительно влияют на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Словари использую при изучении нового материала, во время самостоятельной работы, при самоконтроле. Приведу пример работы со словарями на уроке русского языка.

Русский язык, 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Тема урока: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки.

Цели урока: формирование умений делать словообразовательный анализ слов; учить образовывать слова с помощью приставки; развивать коммуникативные качества личности школьников с использованием словарей различного типа.

Оборудование: учебники русского языка ч.2, ч.3, тетради для самостоятельных работ, ч.2, карточки словарных слов, книга "Большой толковый словарь русского языка", DVD запись.

Ход урока.

Организация класса.

- Сегодня у нас необычный урок. А чем он необычен?

- У нас сегодня праздничный урок.

- А на праздник принято приглашать гостей. Вот и мы с вами сегодня пригласили на наш урок гостей. Вы рады нашим гостям? Поприветствуем наших гостей улыбкой. Улыбнитесь друг другу. Я желаю вам сегодня успешного урока. Садитесь. Запишем дату сегодняшней работы.

2. Сообщение темы урока. Мы продолжим работу по разделу "Как делаются слова", сегодня вы познакомитесь еще с одним способом образования слов.

3. Чистописание: ааа

- Вы будете сегодня красиво писать? Давайте поучимся это делать.

Вспомним Кошкину азбуку. (DVD запись)

А - глазастая Артистка

Звать Артистку эту - киска.

Даже в лютые морозы

Дарят ей за пенье розы.

       

- Какие соединения букв напишем в данном стихотворении?

Аза, ая, ка, ва, да

4.Словарная работа. Знакомство с новым словарным словом алфавит.

А) Прочитайте стихотворение про букву А в ваших тетрадях для самостоятельных работ ч.2, с.31.

Вот буква вроде шалаша,

Не правда ль, буква хороша!

И хоть она проста на вид,

А начинает - алфавит.

) Работа над лексическим значением слова алфавит. Что обозначает слово алфавит? Где мы можем об этом прочитать? В толковом словаре этого слова нет. Значит, нам следует обратиться в большой толковый словарь русского языка. В нем очень много слов. Только на букву а - 382 слова. Я вам помогла записать словарную статью, а вы ее прочитайте сами.

1.Совокупность графических знаков системы буквенного письма какого-либо языка, расположенных в определенном порядке.

2.Порядок расположения чего-либо, соответствующий принятому порядку следования букв в какой-либо системе письма.

В) Знакомство с правилом произношения словарного слова в словаре "Говори правильно", постановка ударения.

Г) Знакомство с правилом написания нового словарного слова по словарю "Пиши правильно", определение безударных гласных.

Д) Как образовалось это слово? Посмотрим в словарь происхождения слов. Такого слова нет, значит мы должны сами попробовать объяснить как получилось это слово. Я надеюсь на помощь членов клуба "Ключ и заря".

Рассказ детей о создании русской азбуки Кириллом и Мефодием. Греческая азбука называлась первыми буквами альфа и вита. Определения способа образования слова алфавит (сложением двух основ)

5. Актуализация опорных знаний.

А) Повторение способа образования слов с помощью суффикса.

Фронтальная работа на доске и в тетрадях: лампочка, сынишка.

Б) Самостоятельная работа по индивидуальным заданиям

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков