Открытый урок русского языка в 6 классе “Употребление имен прилагательных в речи”

Тема: "Употребление имён прилагательных в речи".

Тип урока: развитие речи.

Форма урока: творческая мастерская.

Цели и задачи урока:

Обучающая - раскрыть роль прилагательных в речи, научить постигать тайны слова при описании природы, помочь ученикам понять общее настроение зимнего пейзажа, активизировать употребление лексики, характерной для художественного стиля;

развивающая - развивать речь и ассоциативное мышление, способность к рефлексированию и речевому прогнозированию;

Воспитательная - воспитание художественной речетворческой личности, воспитание любви к природе.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Индукция.

- Прослушайте стихотворение В. Вырина "Ищу слова" и подумайте, какие слова ищет автор?

Выразительное чтение стихотворения В. Вырина "Ищу слова".

- Какие слова ищет автор?

(Хорошие, точные, выразительные, меткие, певучие. Слова, которые помогали бы жить.)

- А для чего он их ищет?

(Чтобы можно было их использовать в своей жизни. Чтобы точнее выражать свои мысли.)

- Слова какой части речи вы употребили при ответе?

(Имена прилагательные)

- Почему, по вашему мнению, в этом стихотворении много имён прилагательных?

(Чтобы отразить признаки тех слов, которые ищет автор)

- Попробуйте убрать из текста имена прилагательные. Прочтите.

- Изменился текст? Каким он стал?

(Да. Он стал непонятным и невыразительным).

- Предположите, какую роль играют имена прилагательные в тексте?

(Они делают текст более понятными и выразительным).

- Это нам и предстоит сегодня выяснить и убедиться в своём предположении или же это предположение отвергнуть.

- О чём мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

("Употребление имён прилагательных в речи").

- А вы хотели бы сегодня побыть писателями или поэтами?

(Да).

- Тогда я приглашаю вас в творческую мастерскую, в которой мы будем учиться

"Священному уменью говорить, произносить слова и строить фразу". Е. Винокур. (Цель урока)

- Тетради сегодня мы назовём копилками, которые должны будем сегодня наполнить словами, мыслями для создания своих творческих работ.

3. Индивидуальная работа с литературой.

- Давайте разобьёмся на две группы и пополним знания о прилагательных, исследовав материал §24.

Работа в группах. 1 группа выделяет главное в п. 1,2; 2 группа - в п. 3, 4.

4. Социализация.

Представители 1 и 2 групп рассказывают об основных свойствах имени прилагательного.

- Найдите и выпишите из стихотворения прилагательные, относящиеся к существительному "слова", "помыслы", "дела".

- Что вызвало у вас затруднения?

- Объясните правописание н и нн в суффиксах имён прилагательных.

- Среди записанных прилагательных найдите сложное имя прилагательное, объясните слитное правописание (сто звонов).

(Самопроверка через интерактивную доску).

- Как по-другому называются прилагательные, которые помогают придать описанию образность, яркость и выразительность, а автору - передать своё настроение?

(Эпитеты)

-Можно ли те прилагательные, которые вы выписали, назвать эпитетами?

(Да)

- Итак, как вы уже сказали, прилагательные очень часто используются в художественном описании природы. Попробуйте отобрать материал для описания зимней природы.

5. Проверка домашнего задания.

- Рассмотрите рисунки, которые вы нарисовали дома, и придумайте к ним заголовки.

("Снегопад", "Зимний лес", " Всё в белоснежном уборе", "Зимняя дорога", "Зима")

       

- Почему в некоторых ваших названиях присутствуют имена прилагательные?

(Чтобы название было красивым)

- Ребята, как вы думаете, какое слово будет, так скажем, зимним?

(Снег)

- Почему?

(Без снега зимы не бывает)

- Я предлагаю найти и выписать из "Зимней странички" такие прилагательные, которые бы со словом снег употреблялись в переносном значении. Как называется такое выразительное средство языка, при котором признаки одного предмета переносятся на другой?

(Метафора)

- Найдите и выпишите метафоры, в которых есть прилагательные.

("...Он успел платок пуховый расстелить на мостовой", "зима... легла волнистыми коврами")

6. Социоконструкция.

- Ходит зимушка-зима, дарит свои наряды, украшает природу. А сама всё посматривает по сторонам, то тут, то там свою картину поправляет.

- Часто писатели и поэты очеловечивают природу, изображают неживые предметы в виде живых существ.

-Как называется это изобразительное средство?

(Олицетворение)

-Найдите в текстах примеры олицетворений.

("Снег пушистый ложится", "Тёмный лес что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею...")

- Чтобы описание получилось более ярким и живым, писатели и поэты используют такое изобразительное средство, как сравнение. Что такое сравнение?

(Изображение предмета путём сравнения его с другим)

- Давайте посмотрим, с чем сравнивается снег. Найдите на "Зимних страничках" строки, в которых автор для описания снега использует сравнение.

("Словно белою косынкой подвязалася сосна", "...великолепными коврами...")

7.Редактирование текста.

Задание: вставить прилагательные и объяснить правописание их окончаний.

"Зима спешила..."

- Зачитайте получившиеся тексты, сделайте вывод об употреблении имён прилагательных.

8. Разрыв.

- Подтвердилось ли ваше предположение о том, что прилагательные делают текст более понятным и выразительным?

(Да, подтвердилось. Если не было бы прилагательных.... неинтересно было бы читать книги, общаться друг с другом, потому что не всё было бы понятным)

8. Физминутка.

9. Творческая работа. Прослушивание вальса Свиридова "Метель".

Мы накопили достаточно материала для создания своего собственного текста. Напишите небольшое сочинение-описание зимней природы.

-В каком стиле вы будете создавать свой текст?

-Какой тип речи будете использовать?

- Что будем делать в тексте?

(Передавать то, что увидели.)

- Зачем?

(Поделиться своими впечатлениями, чувствами)

- В каком жанре?

( В жанре рассказа, стихотворения)

- Озаглавьте свои сочинения.

9. Афиширование.

Представление работ учащихся. Сначала они зачитывают их, затем вывешивают на доску.

10. Рефлексия. Отражение чувств учащихся.

- Расскажите о своём состоянии во время урока:

- Как я себя чувствовал?

- Какое состояние пережил?

- Что для меня оказалось неожиданным, важным?

- Что я открыл сегодня в себе и других?

11. Домашнее задание: §24; №238.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков