Поэзия второй половины 19 века: творческие системы Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

Вторая половина 19 века ознаменована деятельностью таких поэтов как Некрасов, Тютчев и Фет. После времени «немоты русской поэзии» именно они выступают новаторами и активными литературными деятелями эпохи. В это время начинаются споры эстетических позиций, разделившие поэтов на два лагеря: приверженцев гражданской поэзии и, так называемую, школу высшего искусства.
Некрасов является лидером отечественной поэзии второй половины девятнадцатого века. Главной темой творчества Некрасова как поэта-реалиста является народ. Родившийся в Украине в семье военного поэт с детства видел страшное обращение с крепостными крестьянами. Некрасов говорит об ужасе крепостной зависимости, по его твердому убеждению, крепостное право унижает как зависимого крестьянина, так и крепостника.

Судьбу поэта во многом определяет размолвка с отцом, от которого, однако, Некрасов перенял многие черты характера (несгибаемость, жесткость), и переезд в Санкт - Петербург в шестнадцатилетнем возрасте.
Первый период творчества поэта, называемый «Петербургскими мытарствами» ознаменован неудачами, тщетными поисками себя, неким разочарованием в собственном таланте. Некрасов начинает активно работать, пишет водевили, становится театральным критиком, а затем и штатным сотрудником театра. Поэта начинают замечать узкими кругами. В этот период Некрасов знакомится с Белинским, который стал впоследствии его наставником. Некрасов перенимает некоторые его убеждения об искусстве и обществе, отказывается от романтизма.

Во второй половине сороковых годов Некрасов становится художником народной темы; в его работах появляется лирический герой, тяготеющий к жизни народа. Новаторством поэта является то, что он вводит лирическую героиню, до него женщина входила в текст как объект, Некрасов же определяет ее как персонажа. Так начинается формирование Некрасова как оригинального художника новатора.

Некрасов не ограничивался двусложными размерами, а стал вводить в поэзию трехсложные, он писал также во всех поэтических жанрах.
Еще одно достижение поэта – возвращение «Современнику» былой значимости после того, как Некрасов становится владельцем журнала наряду со своими товарищами в 1847г. А в 1868г. то же самое осуществляет и с «Отечественными записками». Способность поэта перешагивать через препятствия и жесткость характера проявляется также в том, что Некрасов вопреки ситуации писал романы в период «мрачного семилетия» в литературе.

Некрасов умел обнаруживать новые таланты, он обратил внимание публики на творчество Тютчева и Фета, именно под его влиянием начал писать Л.Н. Толстой. Некрасов способствовал консолидации литературных сил.
В 1856 году издается сборник стихов, вознесший Некрасова на литературную вершину. Сборник состоит из четырех частей: «стихи о народе»; «сатирические стихи, посвященные народным недругам»; поэма «Саша»; «интимная лирика».
Открывает сборник «манифест» «Поэта и гражданина». В этом стихотворении находят отражения основные убеждения Некрасова, он говорит о том, что поэзия должна способствовать не только эстетической функции, но так же служить реализации общественных идеалов. Он считал, что на поэта его времени в первую очередь возложена высокая миссия решения социальных задач. Уже название стихотворения заявляет о том, что эстетика, которую воплощает поэт, и этика, выражающаяся в гражданине, всегда слиты; союзом И показывается их единство. По форме стихотворение диалогично, мы видим ситуацию диалога барина и ямщика, объем речи которого явно преобладает. Обращение «ямщик удалой» имеет фольклорные корни, здесь же прослеживается вписывание человеческой личности к некоторому сословию, установка рамок, преобладающих над личностью. «Разгони чем-нибудь мою скуку! Песню, что ли, приятель, запой про рекрутский набор и разлуку…» Барин просит развеселить его песней о грустных реалиях жизни крестьян, что свидетельствует о том, что дворянство воспринимает крестьян лишь как часть, фольклора, но совершенно не как реальных людей. Дворянство не знает ничего о крестьянах, не смотря на то, что они и сосуществуют долгое время, они знают о крестьянской жизни лишь понаслышке – из народного фольклора. Поэтому крестьянство все еще представляется как непонятная, неизвестная абстрактная масса. Во всем тексте крестьянин ни разу не назван по имени, что показывает его обезличивание. Однако, крестьянин тоже не идеализирован. Некрасов показывает, что человек не просто не образован, а абсолютно не видит в образовании смысла. («Инда страх меня, слышь ты, щемит, что погубит она и сынишку…»). Крестьянство и дворянство разделяет уровень образования. Некрасов считает, что пока крестьянин сам не поймет необходимость учения, жизнь останется прежней. Показывается быт, жестокость, косность, абсолютное непонимание жизни крестьянами; крестьянин пьет, дерется, в том числе бьет и жену («а, слышь, бить – так почти не бивал, разве только под пьяную руку»)
Еще одним новаторством Некрасова можно назвать введение в текст реальной крестьянской речи, до этого представители народа всегда говорили правильным литературным языком, без жесткости и неправильности крестьянской речи.
Некрасов верит в народный потенциал, в то, что их жизнь может измениться. У народа одна судьба на всех – путь страданий и испытаний, но у каждого путь свой. Можно разглядеть отдельные личности, такие как Груша, однако ямщик представлен как обобщенный образ крестьянства.

Финал стихотворения амбивалентен. В нем Некрасов ставит вопрос «Возможен ли диалог двух сословий?», на который ответа так и не дается. С одной стороны, барин хотел развлечься, а получил рассказ о проблемах, тяготах крестьянской жизни, что воспринимается как издевка («ну, довольно, ямщик»), следовательно – диалог невозможен. С другой стороны, финал объясняется тем, что барин настолько проникся, понял крестьянскую жизнь, что не может слушать дальше, так как не может ничем помочь, следовательно – диалог возможен.

Завершает первую часть сборника стихотворение сборника – «Школьник». Стихотворение имеет формальное сходство с «В дороге», то есть действие стихотворения так же происходит в дороге, а основной темой повествования остается обучение. Однако, теперь мы видим барина, который везет крестьянского мальчика на учебу, и отношение крестьянства к обучению, показанное в «Школьнике», так же противоположно. («Знаю: батька на сынишку издержал последний грош…») Крестьянство начинает осознавать ценность образования. «Как архангельский мужик по своей и Божьей воле стал разумен и велик» - речь явно идет о Ломоносове. Таким образом происходит реализация авторской мысли от первого стихотворения к последнему: с осознанием ценности учебы, улучшается и тон повествования, ужасные реалии жизни остаются в прошлом. Прослеживаются здесь и гоголевские мотивы – дорога, которую мы видим первом стихотворении, превращается в путь, возникает целенаправленное движение. Некрасов дает установку: крестьянин должен измениться, встать на этот путь, тогда произойдет изменение жизни в России. А роль дворянства непосредственно помочь, в метафорическом смысле «довезти до школы».

Стихотворение «Несжатая полоса» повествует о крестьянине, который не может убрать посевы из-за болезни. Некрасов считал, что это стихотворение – своего рода завещание, в 1855 году он узнает о том, что болен и собирается уезжать за границу для лечения. Несжатая полоса – соотнесение крестьянской работы, с работой поэта; ненаписанные стихотворения, тексты. Некрасов соотносит себя с крестьянином, пахарем, в этом выражается его желание увидеть мир глазами народа.
Вторая часть сборника включает в себя стихотворения сатирического содержания, однако, Некрасов и здесь не обходится без новаторства. Сатирические стихотворения Некрасова отличаются отсутствием высмеивающего. Человек как бы сам семя разоблачает, проявляет ничтожность натуры, безнравственность. Наиболее ярко это проявляется в стихотворении «нравственный человек». Эффект сатиры достигается за счет невозможности сопоставления того, чем человек гордится с реальными нравственными принципами. В стихотворении «современная ода» эффект сатиры достигается формальной похвалой; однако истинный смысл стихотворения открывается лишь, если убрать все НЕ.

Некрасов использует прием поэтического перепева. Стихотворение «И скучно, и грустно, и некого в карты надуть…», поэтической основой которого стало стихотворение М.Ю. Лермонтова, показывает как великое стихотворение об экзистенциальной пустоте жизни превращается в размышления человека, разочаровавшегося в картах. Видна насмешка над современной действительностью: во времена Лермонтова люди задумывались о вечных, бытийных проблемах, а сейчас – о банальных бытовых, однако воспринимаемых как действительно важные, высокие. Некрасов говорит о том, что герой измельчал.

Третья часть сборника – поэма «Саша» отражает актуальные тенденции эпохи, поэтому можно проследить ее схожесть с романом «Рудин» Тургенева. Крестьянка Саша показывается как идеал народа, возвышается. Агарин сравнивается с Рудиным – он дворянин, который не может следовать собственным принципам, не имеющий личностной твердости, человек ушедшей эпохи. Показывается, что даже лучший из дворян не может уже быть двигателем общественного прогресса. Так же затрагивается острая проблема эмансипации женщин: влияние мужчины помогает полностью раскрыться женщине.
Четвертая часть «интимная лирика» показывает новаторство Некрасова и в сфере любовной лирики. До него любовь воспринималась как возвышенное чудо, нечто богоданное, теперь – в любви обнаруживается и земная ипостась. Некрасов «заземляет» любовь, показывает, что в ней есть непонимание, сомнение, ссоры. Такие стихотворения как «Мы с тобой бестолковые люди», «я не люблю иронии твоей», «да, наша жизнь текла мятежно» служат примерами.
В преддверии реформы 1861 года вопрос о роли народа становится самым актуальным. Единомышленники Некрасова ожидали реформы «снизу», так как понимали, что реформа от правительства будет незавершенной. По их убеждениям, народ должен выступить сам. И призывом к этому стала поэма «Тишина», написанная в 1857 году. Ранее Некрасов обращался к народу «через посредников», тех, кто должен направить народ, в этой поэме Некрасов обращается непосредственно к народу. Белинский говорил: «Церковь – опора кнута и угодница деспотизма». Революционные демократы в принципе относились к религии скептически, однако к учению Христа – положительно, называя Христа первым социалистом. Вера – утверждение единства народа. Некрасов воссоздает события общенационального масштаба. Язык поэмы полусказочный, полубылинный – фольклорный. Цель Некрасова – показать, что Русь непобедима, когда объединяется перед лицом врага. А народ способен объединиться лишь когда поймет, что опасность исходит не извне, а изнутри.

В 1861 году, сразу после реформы, написана поэма «Коробейники». Поэму можно назвать самым мрачным, безысходным революционным произведением. Примечательно так же то, что поэта посвящена крестьянину («Другу-приятелю Гавриле Яковлевичу. Крестьянину деревни Шоды Костромской губернии»).
Самым значимым произведением Некрасова, является поэма «Кому на Руси жить хорошо», названная поэмой-эпопеей. Главным вопросом после реформы 1861 года становится «А счастлив ли теперь народ?». Поэма не была завершена из-за смерти поэта, что можно расценить как знак вечности проблемы поиска народом счастья. Спорная последовательность частей поэмы служит проблеме эпопей – непостижимости жизни. Начало поэмы, выдержанно в фольклорном духе, а названия деревень олицетворяют крестьянские проблемы. Семь мужиков, отправившихся на поиски ответов, представляют весь русский народ, который теперь не только работает, но и задается бытийными вопросами о счастье и смысле жизни. В конечном счете, становится ясно, что истинно счастливого человека им не найти, однако, пока народ несчастлив, счастливым можно назвать того, кто находится в поиске этого счастья. Текст поэмы остается неизменно значимым по сей день.

Ф. И. Тютчев не считал себя поэтом, написание стихотворений для него было хобби. Свою жизнь он связывал в основном со службой. Тютчев, служивший в коллегии иностранных дел, отправился с дипломатической миссией в Германию, где провел около двадцати лет, там же сформировались его поэтические убеждения. В своих произведениях Тютчев философски осмысляет бытийные вопросы, выходя от частного к общему.

Жизнь, убеждения и деятельность Тютчева во многом парадоксальны, ни одна деталь его творчества не однозначна. Он, занимая должность старшего цензора, вел активную деятельность в кружке В. Г. Белинского.
Будучи поэтом-философом, Тютчев находится вне литературных процессов эпохи. Он не примыкал ни к группе гражданской реалистической поэзии, лидером которой был Некрасов, ни к школе чистого искусства Фета. В этом смысле Тютчев продолжал Лермонтовскую традицию разрушения гармонических традиций литературы.

Сам Тютчев же не стремился издаваться. В 1836 году Пушкиным были опубликованы первые его стихотворения.

Творчество Тютчева можно разделить на три периода. Первый период относится к 1820м годам и знаменуется достаточно абстрактными текстами, смешением природы, любви и философии, однако, даже первые стихотворения Тютчева от размышлений о конкретном выходят на философский уровень. Во второй период (1830е-1840е года) в произведения вплетаются тревожные мотивы, моменты дисгармонии. В этот же период пишутся стихотворения о странничестве («Из края в край, из града в град»). Последний, третий период (1850е-1860е годы) знаменуется углублением тревожных мотивов.

Важную роль в творчестве Тютчева занимает тема природы. Если в 20х годах природа представляется одухотворенной, гармоничной, мир природы представляется изоморфным человеку (например как в стихотворениях «Весна», «Весенняя гроза», «Вечер», « В душном воздухе..» и т.п.). Однако в дальнейшем проявляется новаторство и неоднозначность поэта, формируются три одновременно существующих формы взглядов на природу.

С одной стороны природа у Тютчева это загадка, на которую можно найти ответ, а человек в свою очередь часть этой природы, подчиняется тем же законам. Например, эта позиция явлена в стихотворении «не то, что мните вы природа…», в котором говорится о проблеме людей в восприятии слова природы. Решение этой проблемы кроется лишь в том, что надо прислушаться и приглядеться к общительной природе. («Они не видят и не слышат,\
Живут в сем мире, как впотьмах…»)

Другая позиция выражается в стихотворениях «безумие» или «природа – сфинкс». С этой точки зрения природа существует сама по себе, и в ней нет никакого посыла, а человек, пытающийся его отыскать – безумен. Другое воплощение этой позиции отражено в стихотворении «PROBLEM» - природа-загадка, но разгадать ее невозможно, человек существует по другим законам, он мал и случаен, природа же вечна и неизбывна.

Еще один взгляд на природу явлен в стихотворении «Колумб». В мире есть тайна, но ее не дано постичь, а вместо того, чтоб пытаться ее раскрыть, нужно привносить свои смыслы.

Как поэт-философ Тютчев пытается не дать ответы, а поставить вопросы, задача которых воспроизвести работу мысли. Картина мира Тютчева условна, иногда даже противоречива.

Тютчев использует прием «укрупнения слова» - слова, наполненные особым смыслом, являющиеся отсылками к мыслям, описанным в других произведениях. Одним из таких произведений является стихотворение «SELENTIUM!». В стихотворении описывается позиция несовпадения слова с сущностью: нельзя подобрать слов для выражения собственных чувств, мыслей, потому что слова для всех одни, а внутренний мир у каждого свой. Таким образом, пытаясь выразить свои чувства вербально, он обедняет свой внутренний мир, так и не донося истинное положение дел до кого бы то ни было, ведь истинное восприятие только внутри. Название на латыни показывает вечность этой проблемы. В этом стихотворении мы видим еще один парадокс Тютчева- вербальное выражение позиции невозможности вербального выражения истины.
Творчество Тютчева во многом выстроено на оппозициях – категориях бытия и небытия. Рядом с живым всегда находится неживое, так в стихотворении «Близнецы» любовь, как наивысшее воплощение жизни, неразрывно связано со смертью, их граница условна. Так же в «Весенних водах» мы видим, что как бытие, так и небытие оба могут выступать «отправной точкой», началом – все зависит от точки зрения.

Пространство в понимании Тютчева многомерно. В понимании поэта тот, кто далек пространственно, всегда менее близок духовно, чем тот, кто рядом – уходящий буквально растворяется в пространстве. Пространство включает в себя противостояние горизонтального, античеловеческое пространство, представляющее собой рутинное присутствие в жизни, и вертикального, духовного. «Два голоса» показывает две различные позиции. С одной стороны, Фет говорит о том, что человек в одиночестве распят между смыслом и смертью, смысл обрести невозможно, а смерть остается обязательным исходом. С другой стороны, поиск смысла означает борьбу, в которой и заключен смысл бытия; эта борьба и делает человека человеком.

Стоит так же обратить внимание на концепцию времени. Время – кратки миг, мгновение настоящего. В этой концепции прошлого не существует, потому что оно уже прошло, а будущего - т.к. еще не наступило. Каждый все время существует на границе жизни и смерти, из этого следует, что все настолько же живы, насколько мертвы. Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» повествует о мимолетности человеческого существования. Человеческая жизнь сравнивается с осенью – моментом наивысшего цветения, за которым близится смерть. Тютчев говорит о том, что хоть человечество и существует сейчас, но период его существования по сравнению с вселенной настолько короток, что уже можно смотреть на него в прошедшем времени.

Существует лишь одна сила, способная дать жизнь ушедшему – память. Память Тютчевым воспринимается болезненно, ведь жизнь, которую дает память, это своего рода суррогат, то, что было в действительности не тождественно воспоминанию. Воспоминание существует лишь как иллюзия бытия, лишь в сознании вспоминающего. Существующее в сознании, накладываясь на реальность, образует разрыв, отчетливую разницу, которая является мучительной силой. В стихотворении «Итак, опять увиделся я с вами» описывается могущественная, но мучительная сила памяти.

Любовная лирика Тютчева всегда посвящена конкретным людям и, как и другие стихотворения, не была рассчитана на публикацию. Любовь у Тютчева – иррациональная сила, находящаяся над временем. Поэтому поэт мог писать стихи своим бывшим возлюбленным через множество лет после разрыва. Самым ярким примером этого явления служит стихотворение «Я встретил вас, и все былое…».

В 1850 году в Смольном Тютчев знакомится с Е. Денисьевой, с которой у него завязывается самый сильный роман (до этого был дважды женат), длящийся 14 лет. Роман подвергся резкому общественному осуждению, Денисьева была исключена из светского общества, в конечном итоге на фоне нервного истощения развивается чахотка, и Денисьева умирает. Совместная жизнь их протекала в тяжелых условиях, однако жили они в любви. Формируется так называемый «Денисьевский цикл» - сочинения, посвященные возлюбленной, вокруг 1851-1852 годов, времени остракизма, и 1864 года, смерти Денисьевой. Поэзия эта весьма экстремальна, связана с упадком. Стихотворения 52-52 годов показывают, что любовь выше условностей, что любовь является силой, способной прорваться в царство мертвых. В этих стихотворениях возникает образ ресниц – символ земной страсти, противостоящей высокой небесной любви. Стихотворения, связанные с 64 годом наполнены отчаянием, конец любви в них приравнивается к концу бытия.

В течение жизни концепция любви Тютчева менялась. В раннем творчестве возникала позиция невозможности постичь другого человека, т.к. люди замкнуты в себе. Позже возникает вопрос «А будет ли благом, если один человек сможет постигнуть другого?». К 54 году начинает формироваться позиция, предполагающее «взаимное уничтожение» в случае встречи двух «вселенных», людей. Стихотворение «Предопределение» повествует о том, что любовь это всегда схватка. («поединок роковой...») Встреча двух «микрокосмов», существующих по своим законам, ведет к поглощению более слабой души более сильной. Любовь разрушает индивидуальность, растворяет оного человека в другом.

Тютчев на первый взгляд самый «западный» русский поэт, однако причислить его к западникам можно только со значительными оговорками. Вернувшись в Россию, после продолжительной жизни в Германии Тютчев до конца себя ее частью так и не осознал. Для него Россия была духовно чужда. Однако, как ни парадоксально, поэт все же осознает себя русским. Для него Россия это метафизическое непостижимое пространство. «Умом Россию не понять» написано именно об этом. Поэт, мыслящий большими эпохами, осознает, что в 19 веке происходит то же самое, что и на рубеже 4-5 веков, когда произошло падение римской империи. Цивилизация себя исчерпала, Тютчев считает, что Россия – начало становления нового пространства иррациональной духовности.

Творчество Афанасия Фета основано на прозрении красоты во всем и выражает образец гармонии. В основе бытия, по мнению поэта, красота, а задача человека – ее прозреть. Фет, убежденный в том, что искусство должно удовлетворять исключительно задачам эстетики и быть свободным от философии и общественных проблем, представляет так называемую школу чистого искусства.

Он без восторга относился к отмене крепостного права, считая, что освобождение крестьян не решит проблем русской жизни. И в конце 50х годов, накануне отмены крепостного права, остался при своей позиции и стал восприниматься как дикий пережиток прошлого, абсолютно несочетаемый с эпохой. Последние его сборники выпускались лишь для узкого круга ценителей.
В 1840 году выходит первый сборник Фета «Лирический пантеон». Он создает особый эстетический идеал, новое понимание красоты. С античных времен красота понималась как гармоничное сочетание частей. Так образы дня и солнца традиционно связаны с красотой, а ночь – с дисгармонией. Фет говорит о том, что красота это не только гармония, но и дисгармония.

В 1850 году выходит новый сборник, первый цикл под названием «Снега» в котором посвящен России, миру русской природы. В стихотворении «Я русский, и я люблю молчанье дали мразной» нет акцента на унынии, хотя повествование и идет о зиме, снегах, связанных с образами смерти. То, что традиционно связывается с печалью, для Фета становится эстетичным, в этих образах выражается красота. По мнению Фета, красоту может прозреть человек, настроенный на нее; человек, являющийся духовно частью дисгармоничного пространства обречен увидеть в нем красоту. Фет делает акцент на первой строке «я русский…», однако русским он не был; эта строка означает, что хоть в России он и не родился, но духовно является ее частью.

Кроме того, в этом сборнике закладываются основы понимания Фетом России, противоположные всем, что были до него. Такие писатели как Пушкин, Гоголь, Лермонтов показывали Россию безграничным пространством, которое невозможно понять из статичного положения. Поэтому Россия в таких произведениях описывается с позиции странника. Фет впервые показывает другую Россию, довольно ограниченное пространство, он видит только то, что открывается через окно, видит Россию только как ойкумену. Фет видит красоту России в том, что он видит каждый день. То, что позиция Пушкина и Лермонтова ему далека, Фет показывает, например в стихотворении «Чудная картина», строчкой: «И саней далёких \ Одинокий бег».

Также в стихотворении «Деревня» возникает полемика с Пушкинской «Деревней», в которой отражается вся Россия. Пушкин пишет глобально. Фет же не делает акцентов на социальном неравенстве, не рассуждает о судьбе России; в центре произведения любимая девушка, идеал красоты, вокруг нее эстетизированные вещи, наполняющее пространство. Он прозревает красоту человеческих чувств и окружающих предметов.

В стихотворении «Шепот, робкое дыханье» подобно раннему Тютчеву Фет уподобляет человеческие чувства природе. Он показывает мимолетность красоты, ее текучесть в мгновении; показывает красоту и в ночи, и в заре, которая приносит одинаковое наслаждение в созерцании. В стихотворении заявляется, что каждое мгновение бытия прекрасно, однако главная ценность стихотворения заключается в том, что Фет передает движение, не используя глаголы, таким образом, внимание концентрируется на сущности моментов, а не на переходе между ними. Это стихотворение является образцом того, как форма подчеркивает содержание.

В 1856 году начинается следующий этап художественного развития Фета. Его творчество меняется, все больше места в нем занимает антологическая лирика. (такие стихотворен6ия как «Диана», «Зевс» и т.п.) Теперь Фет обращает внимание на традиционные образцы красоты, связанные с гармонией. Если в первый период своего творчества поэт показывал резонанс, в который входит природа с дисгармоничным внутренним миром человека, то следующий этап его творчества заявляет необходимость приобщения человека к гармоничному миру природы.

В этот период появляются новые концепции. Например как и Тютчев Фет говорит о том, что слова не в состоянии истинно выразить мысль и глубину чувств. Поэтому в его творчестве находят отражения способы общения без слов, такие как музыка или языки цветов. («Язык цветов») Фет максимально сближает музыку и поэзию, таким образом, часто применяются приемы звукописи: аллитерация, ассонанс – появляются образы струн, рояля.

Наивысшим воплощением поиска нового языка для более точного выражения чувств является стихотворение «Сияла ночь…». Чувство любви здесь сополагается с онтологическими смыслами, музыка представляется единственным точным языком, творческим пространством.

К 70м годам поэзия Фета становится тоньше, он отстает от эпохи и, таким образом, теряет читателя, требующего социально-философского аспекта в искусстве. Третий период творчества Фета характеризуется невозможностью гармонии между вечной природой и человеком, конфликтным и приходящим. Чем старше становится поэт, тем более драматичным становится расхождение в характеристиках природы и человека. Меняется отношение Фета к искусству, в поэзию вплетаются философские мотивы, ключевой проблемой становится преодоление смерти.

В 1583-91 годах выпускаются сборники под общим названием «Вечерние огни». Фет пытается найти доказательства того, что мир подчиняется человеку. Обозначается позиция необходимости человека восторжествовать над природой посредством мысли, ведь только сознание способно преобразовать природу. Фет задумывается над вопросом бессмертия, говоря о том, что мысль способна стать средством открытия подлинного бессмертия, то есть вечного телесного пребывания человека в мире. Если раньше Фет находил возможность продления жизни в видении красоты каждого мига, то теперь он говорит о том, что именно ощущение неизбежности смерти приближает ее, уменьшает время жизни, и чтобы побороть смерть, нужно побороть страх перед ней. Эта позиция описана в стихотворении «Смерти» («Я в жизни обмирал и чувство это знаю…»). Другая позиция о возможности преодоления смерти описана в стихотворении с идентичным названием «Смерти» («Когда измучен жаждой счастья») и заключается в том, что человек бессмертен, пока живет в памяти другого человека.

Представления поэта относительно красоты к третьему периоду жизни и творчества остаются, все же, неизменны, Фет видит мир как тотальную красоту. Как предтеча импрессионизма в России Фет выражает позицию, по которой целью искусства является превращение мгновенной красоты в вечную, как это происходит в стихотворении «Бабочка», где момент красоты теперь длится вечно. Фет говорит о том, что не искусство создает красоту, а красота выражается в искусстве. («Только песне нужна красота, \ красоте же и песен не надо.» - «только встречу улыбку твою»).

Новаторство и творческая деятельность Некрасова, Тютчева и Фета во многом определили дальнейшее развитие русской поэзии. Их произведения остаются актуальными до сих пор, что доказывает важность и вечность вопросов, которые они поднимают.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: