Русско-японская война – история, уроки

Разработка урока: "Русско-японская война 1904-1905 гг. и Крымская война 1853-1856 гг."

( урок развивающего обучения)

Урок проводится в 11 классе II концентр.

Общедидактическая цель урока - создать условия для обобщения и систематизации полученных учащимися знаний, а также способов деятельности с использованием технологии критического мышления.

Цели урока:

Обучающие: способствовать осознанию учащимися существенных признаков понятий

" восточный вопрос", "большая азиатская программа", "нейтрализация Черного моря", экспансия.

Установлению общих черт по следующим вопросам: причины, международные условия, соотношение сил, ход войны, итоги и последствия.

Развивающие: содействовать формированию у учащихся умений устанавливать причинно-следственных связи, определять основные закономерности исторического процесса, обобщать и систематизировать факты, создать условия для развития творческой деятельности на основе использования системы уровневых заданий, мотивации и стимулирования творчества с помощью особой системы контроля и поощрения, учета индивидуальных особенностей учащихся.

Воспитательные: способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии как способа разрешения конфликтов, воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой народ.

Умения и навыки: способствовать развитию умения учащихся самостоятельно оценивать информацию в соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать аргументацию, анализировать факты, выделять главное, делать выводы, проводить аналогии, работать с текстом, работать с исторической картой.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Средства обучения:

Исторические карты: "Русско-японская война 1904-1905 гг.", "Крымская война 1853-1856 гг.", учебники Левандовский А. А., Щетинов Ю. А. История России, 11 класс, М., 2005 г., Буганов В. И. Зырянов П. Н. История России, 10 класс, М., 2000г., портреты Николая II и Николая I, листы с таблицами и заданиями для учащихся.

План урока:

Организационный этап. Подготовка учащихся к основному этапу: мотивация, целеполагание, актуализация знаний. Подведение итогов и рефлексия. Постановка и разъяснение домашнего задания.

Ход урока

В начале урока внимание школьников обращается на изображенную на доске схему: отрезок времени, с двух сторон которого написаны буквы W, под ними даты "1904-1905" и "1853-1856", а посередине буквы "МО". Организуется фронтальная беседа по вопросам:

       

1. Что обозначает символ W? (Слово "война")

2. О каких войнах идет речь? (О русско-японской и Крымской войнах)

3. Каковы хронологические рамки? (!904-1905 и 1853-1856)

4. Назовите имена российских царей. (Николай II и Николай I)

5. Что означает аббревиатура "МО"? (Международные отношения)

Задание учащимся: опираясь на предложенную схему, сформулируйте тему урока.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях и рисуют схему.

Проблемное задание: Как вы считаете, уместно ли сравнивать русско-японскую войну1904-1905 гг. с Крымской войной 1853-1856гг.? Какие исторические аналогии обнаруживаются? Чем вы можете их объяснить?

Учебная задача урока: на основе сравнительного анализа двух войн, найти общие черты по следующим вопросам: международная обстановка, причины, ход, итоги и последствия. Почему после Крымской войны в стране были проведены буржуазно-либеральные реформы, а русско-японская война привела страну к революции.

а) Этап собственно учебных действий

Используя имеющиеся источники информации ( учебники, справочники, раздаточный материал, учащиеся должны самостоятельно искать ответ на поставленную учебную задачу, работая в группах.

б) Этап обсуждения результатов работы групп, контроля и коррекции.

Ход урока:

I. Cообщения о Николае II и Николае I.

Вывод: В биографии Николая II и Николая I прослеживается много общего, оба императора были убежденными консерваторами во взглядах, слабыми политиками, не всегда реально оценивали положение дел в стране, не замечая растущей военной и экономической отсталости страны, того что империя стоит на пороге жестокого кризиса. Оба просчитались в определении приоритетных направлений во внешней политике, начали войну в условии международной изоляции.

II Работа по группам

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков