Тема: «Симфония всепобеждающего мужества»

7 класс

Пояснительная записка

Урок проводится в качестве углубленной работы над образом-звуком, образом-ощущением, образом-мысли для понимания смысла произведения, настроения автора, определяющего тему добра и зла «Седьмой симфонии» Шостаковича в Блокадном Ленинграде.

На изучение темы «Правда ВОВ в зеркале поэзии» отводится два урока, причем один из них — из числа уроков на внеклассное чтение.

Урок внеклассного чтения рекомендую провести как литературно-музыкальную композицию. Такая форма урока позволит в течение часа познакомить с большим количеством поэтических произведений о войне, расширит кругозор учащихся, а также окажет сильное эмоциональное воздействие на их чувства и мысли. При подготовке к уроку использовалась межпредметная связь с музыкой, ИЗО, компьютерной технологией.

Прослушивание «Седьмой симфонии» Шостаковича рекомендовано ребятам сделать заранее, так как им необходимо связать музыку с образами, услышанными в симфонии. Эта работа с образами для ребят будет несложной, так как на уроке литературы в 7 классе к этому времени они уже изучили компоненты художественного мира, состоящие из образов-звуков.

Стихи, инсценировки, иллюстрации, фильм о ВОВ, которые прозвучат в композиции, учитель предложит учащимся за 1,5-2 недели до урока.

Необходимо до урока проверить каждую микрогруппу:

• выразительное чтение;
• иллюстрации — ассоциации к каждой части симфонии;
• инсценирование первой части симфонии;
• фильма, посвященного памяти прадедушек и прабабушек в ВОВ;
• стихотворения собственного сочинения.

       

Для создания эмоционального настроя использую кадры кинохроники блокадного Ленинграда, репродукции картин, посвященных ВОВ, части симфонии Шостаковича, метроном, голос Левитана.

Цель урока: знакомство с историей создания «Седьмой симфонии» Шостаковича, формирование логического восприятия музыкального материала и творческого мышления учеников.

Задачи:

учить выражать словами своё восприятие музыки; воспитывать чувство гордости у детей перед силой мужества советского человека в годы ВОВ.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок-исследование

Методы:

    ТКМЧП; аналитическая беседа; исследовательский; словесный; наглядный.

Оборудование: фрагменты кинофильма «Блокада Ленинграда»; презентация «Д. Шостакович. Седьмая симфония»; выставка книг, посвященных Блокадному Ленинграду; аудиофрагменты «Седьмой симфонии», презентация проекта «Мой дедушка — герой войны», слайды к каждому этапу работы, интерактивная доска.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков