Тема урока. Школа танцев мира

ЭЛЬЗАССКИЕ ТАНЦЫ

Эльзасские танцы очень просты по построению и движениям, исполняются грациозно, весело.

Музыка и костюмы исполнителей народные.

Костюм девушки. Широкая красная юбка, на подоле нашиты две черные полосы. Под этой юбкой надета белая крахмальная юбка. Белая кофточка без воротника, с короткими узкими рукавами. Белый или голубой фартук со светло-синими полосками внизу. Черный корсаж со шнуровкой спереди. На ногах черные туфли. На голове легкий черный платок, два конца которого завязываются под волосами на затылке, другие два конца завязываются спереди.

Костюм юноши. Короткие (чуть ниже колен) темные штаны, белая рубашка с длинными рукавами и черным бантиком у воротника. Кофейного цвета закрытый жилет с черными пуговицами. Сверху можно надеть черный кафтан (вроде фрака). На ногах длинные носки или чулки и черные полуботинки. На голове может быть маленькая шапочка.

В эльзасских танцах участвует любое количество пар, но не менее шести. Перед началом танцев пары становятся за кулисами: три справа и три слева.

После музыкального вступления исполняется первый танец.

Эльзасский танец

Музыкальный размер — 3/8. Темп умеренный. Первая фигура

Проигрываются 1—8-й такты музыки.

Рачиваются лицом друг к другу, образуя в каждой колонне две линии — линию девушек и линию юношей (рис. 2).

Эльзас расположен на востоке Франции.

На 1—8-й такты танцующие, исполняя движение № 1 (все начинают с правой ноги), выходят парами из правых и левых кулис. В каждой паре юноша — слева от девушки. Правой рукой он держит левую руку девушки, левая рука у него на поясе; девушка правой рукой придерживает юбочку. Пары двигаются двумя колоннами лицом к зрителям (рис. 1). В конце 8-го такта танцующие разъединяют руки и пово-

Вторая фигура

Исполняются 9—16-й такты музыки. На 9—16-й такты танцующие каждой линии, положив руки друг другу на плечи, четыре раза исполняют на месте движение № 2. В конце 16-го такта танцующие опускают руки и поворачиваются вправо на 180°. Таким образом девушки и юноши становятся спиной друг к другу (рис. 3).

Третья фигура Исполняются 17—24-й такты музыки. На 17-й такт танцующие каждой пары берутся за руки (рис. 4), исполняют движение № 3 (девушка с левой ноги, юноша с правой) и смотрят при этом друг на друга через плечо.

На 18-й такт девушка исполняет движение № 3 с правой ноги и смотрит на юношу через правое плечо, юноша исполняет движение № 3 с левой ноги и смотрит на девушку через левое плечо.

На 19—24-й такты три раза повторяются движения 17-18-го тактов. Танцующие плавно покачива

Ются, переступая с одной ноги на другую. В конце 24-го такта танцующие каждой пары разъединяют

Руки и поворачиваются лицом к зрителям.

Четвертая фигура

Исполняются 1—8-й такты музыки.

На 1—8-й такты девушка каждой пары, держась руками за юбочку, становится на левое колено;

Юноша, положив рукина пояс и глядя на девушку, идет вокруг нее «подскоками» (движение

№ 4) по ходу часовой стрелки. В конце 8-го такта юноша возвращается на свое мес

То, девушка поднимается с колена.

Пятая фигура

Исполняются 9—16-й такты музыки.

На 9—16-й такты юноша каждой пары становится на правое колено; девушка, придерживая обеими руками юбочку и глядя на юношу, идет вокруг него «подскоками» против хода часовой стрелки (рис. 6). В конце 16-го такта девушка возвращается на свое место, юноша встает с колена.

Шестая фигура Исполняются 17—24-й такты музыки. На 17—20-й такты девушка кладет обе руки себе на пояс, юноша правой рукой сильно подталкивает девушку в левый локоть, заставляя ее кружиться. Девушка кружится на месте влево маленькими шажками, очень быстро. Юноша с улыбкой смотрит на девушку, положив руки себе на пояс.

На 21—24-й такты девушка, оказавшись лицом к юноше, неожиданно и очень сильно толкает юношу в левый локоть своей правой рукой. Юноша быстро кружится влево, а девушка, радостно выкрикнув «и-и-их!», смотрит, смеясь, на юношу. Седьмая фигура

Повторяются 17—24-й такты музыки.

В каждой паре юноша, оказавшись лицом к своей партнерше, берет правой рукой ее левую руку, и все танцующие движением № 1 {как в начале танца) идут парами по кругу против хода часовой стрелки, а затем перестраиваются группами по две пары, как показано на рисунке 7.

       

Исполняется второй танец.

Страсбург

Музыкальный размер — 2/4. Темп умеренно-быстрый.

На музыкальное вступление в каждой паре юноша соединяет мизинец правой руки с мизинцем левой руки девушки. Свободная рука юноши на поясе (упирается кулаком), а девушки на юбочке.

Первая фигура

Исполняются 1—12-й такты музыки. На 1—4-й такты танцующие каждой пары поднимают соединенные руки вверх и исполняют на месте движение № 5.

На 5—6-й такты танцующие разъединяют руки, скрещивают их за спиной друг у друга, свободные руки поднимают округло в стороны (выше плеч) и в этой позе (рис. 8) поворачиваются на месте на 180° влево. При этом девушка исполняет движение № 6, юноша — движение № 7. В конце 6-го такта пары оказываются спиной друг к другу, как показано на рисунке 9.

На 7-й такт танцующие каждой пары, разъединив руки и положив их себе на пояс, кружатся: девушка вправо движением № 8 с правой ноги, юноша влево движением № 8 с левой ноги.

Название города в Эльзасе (Восточная Франция),

На 8-й такт девушка и юноша, оказавшись после поворота лицом друг к другу, делают шаг на месте (девушка делает шаг правой ногой, приставляет к ней левую; юноша делает шаг левой ногой, приставляет к ней правую) и одновременно два раза хлопают ладонями по ладоням партнера. На 9—10-й такты пары становятся спиной друг к другу (рас. 9) в позу, показанную на рисунке 8, и повторяют движения, исполненные на 5—6-й такты. В конце 10-го такта танцующие возвращаются в исходное положение (рис. 7).

Рис. 10,

На 11-й такт все танцующие, разъединив руки и положив их себе на пояс, движением № 8 с правой ноги перестраиваются в общий крут, лицом к центру. На середину круга выходит одна пара (рис. 10).

На 12-й такт все, стоя на месте, два раза хлопают в ладоши, скользя ладонью по ладони сверху вниз.

Вторая фигура

Музыка повторяется.

На 1—4-й такты пары, образующие круг, соединяют руки (мизинец с мизинцем). Поднимают их вверх и исполняют на месте движение № 5. Пара в середине крута исполняет то же самое.

На 5—6-й такты общий круг разделяется на пары. Танцующие каждой пары повторяют движения 5—6-го тактов первой фигуры и таким образохм оказываются спиной к центру круга, Солирующая пара поворачивается спиной к зрителям.

На 7—8-й такты повторяются движения 7—8-го тактов первой фигуры. При этом девушки и юноши, образующие круг, на 8-й такт оказываются боком к центру круга (девушки правым, юноши левым) .

На 9—10-й такты танцующие каждой пары, став (спиной к центру круга) в позу, показанную на рисунке 8, поворачиваются на месте влево на 180° (девушка движением № 6, юноша движением № 7) и таким образом оказываются лицом к центру круга; солирующая пара снова становится лицом к зрителям (рис. 10).

На 11-й такт все танцующие, разъединив руки и положив их себе на пояс, движением № 8 с правой ноги поворачиваются вправо и одновременно перестраиваются, как показано на рисунке 11.

На 12-й такт все, стоя на месте, два раза хлопают в ладоши, скользя ладонью по ладони сверху вниз.

Третья фигура

Музыка повторяется.

На 1—4-й такты пары, стоя, как показано на рисунке 11, повторяют движения 1—4-го тактов первой фигуры.

На 5—6-й такты повторяются движения 5—6-го тактов первой фигуры, но все пары поворачиваются спиной к зрителям.

На 7—8-й такты повторяются движения 7—8-го тактов первой фигуры. При этом девушки и юноши на 8-й такт оказываются боком к зрителям (девушки левым, юноши правым).

На 9—10-й такты танцующие каждой пары, став (спиной к зрителям) в позу, показанную на рисунке 8, поворачиваются влево на 180° (девушка движением № 6, юноша движением № 7), и таким образом все снова становятся лицОхМ к зрителям (рис. 11).

На 11-й такт все танцующие, разъединив руки и положив их себе на пояс, движением № 8 с правой ноги поворачиваются вправо и снова перестраиваются в крут лицом к центру (но теперь на середине круга солистов нет).

На 12-й такт все, стоя на месте, два раза хлопают в ладоши, скользя ладонью по ладони сверху вниз. Четвертая фигура

Музыка повторяется.

На 1—8-й такты повторяются движения 1—8-го тактов второй фигуры (но без солистов). В конце 8-го такта танцующие каждой пары, хлопнув ладонями по ладоням своего партнера, поворачиваются лицом к центру круга, и затем все берутся за руки, выравнивая крут.

На 9—12-й такты танцующие движутся по кругу против хода часовой стрелки, исполняя движение №8 с правой ноги. С 10-го такта круг разъединяется у задника сцены. Девушка, оказавшаяся крайней у задника сцены, уводит всех танцующих вправо за кулисы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков