Урок музыки в 6 классе «Музыкальные инструменты от арфы до рояля»

Цель: Знакомство с историей появления музыкальных инструментов

Задачи:

    Научить различать музыкальные инструменты зрительно и на слух; развивать познавательный интерес учеников, музыкальный слух и память; воспитывать музыкальную культуру, эстетический вкус, эмоциональное восприятие музыки, вокально-хоровые навыки.

Оборудование:

Проектор, экран Музыкальные произведения, Изображения музыкальных инструментов.

Учитель: Музыка, песня, а значит, и музыкальные инструменты сопровождают человека с давних времен и до сегодняшних дней. В древности музыкальное искусство глубоко почиталось. В Вавилоне и Шумере в честь музыкальных инструментов совершались жертвоприношения. В Древней Греции богов, как правило, изображали с музыкальными инструментами в руках. В преданиях и мифах воспевалась волшебная сила музыки. Так, древние греки сложили миф о певце Орфее. Там, где не спасали стрела и меч, не помогали сила и мужество, песня Орфея делала чудеса. Когда Орфей брал в руки кифару и пел под мелодичный звон ее струн, море замирало, ветер переставал колыхать листву, дикие звери выбирались из своих логовищ и смиренно шли за удивительным певцом, далекие скалы двигались навстречу песне замороженные чудом из чудес — музыкой. В древности люди видели в музыке магическую волшебную, силу и потому приписывали создание музыкальных инструментов богам.

– А так ли это? Кто причастен к появлению музыкальных инструментов? Давайте попробуем разобраться.

– Сегодня мы познакомимся с историей появления музыкальных инструментов, проследим ту невидимую нить, которая связывает музыкальные инструменты, появившиеся в древности и современные музыкальные инструменты.

– Существует много легенд о появлении тех или иных музыкальных инструментах, вот некоторые из них:

Ученик: Древняя легенда повествует: Однажды бог лесов Пан повстречал прекрасную деву Сирингу и влюбился в нее с первого взгляда. Пан, голова которого была увенчана рожками, а ноги были с копытцами, не понравился Сиринге. И она бросилась от него прочь. Пан помчался за ней и почти настиг на берегу Реки. Но Сиринга обратилась к Реке с мольбой, чтобы та укрыла ее от козлоногого Пана. Вняла Река мольбе Сиринги и превратила ее в тростник. Печальный Пан вырезал из тростника певучую свирель и с тех пор не расставался с ней… (показ свирели)

Учитель: Из панциря черепахи сконструировал лиру младенец Гермес, будущий бог скотоводства, покровитель пастухов. Флейту изобрела воинственная богиня Афина. (показ лиры и флейты)

Учитель: Когда-то давным — давно в Др. Греции ученый математик Пифагор натянул струну на прямоугольный ящик для очередного опыта. Он изучал её свойства, заставляя колебаться то всю струну, то её половину, то треть. Так мы узнали физические свойства звука (амплитуда колебания). Затем этот инструмент названный монохорд (показ монохорда, запись в тетради) (моно — один, хорда — отрезок) превратился в прекрасный инструмент, о появлении которого ходят легенды. Вот одна из них о поэте и певце Арионе.

Ученик: На состязании кифаристов Арион одержал победу и был награжден драгоценным призом. Но морские разбойники задумали отобрать его у певца. Выйдя в море, они хотели убить Ариона, чтобы завладеть ценной добычей. Неизбежная гибель Ариона. Но он просит напоследок у разбойников, чтобы они разрешили ему спеть. И так замечательно пел Арион, что смягчились даже сердца жестоких разбойников. Закончил песню Арион и бросился в морскую пучину. Но не успел он погрузиться вводу, как его подхватили очарованные его музыкой дельфины. Они не дали утонуть великому певцу. Посадив Ариона к себе на спины, дельфины доставили его на берег.

Учитель: Каким драгоценным призом был награжден Арион. Кто знает, что это за инструмент? (показ арфы, запись в тетради)

Учитель. Арфа — древнеегипетский инструмент. В Древнем Египте на арфе играли и в убогой хижине, и во дворце фараона, и в роскошных храмах. В храмах арфы были такие большие, что жрецы могли играть на них только стоя. Струны древних арф делали из жилок или волокон пальмового листа. В некоторых восточных странах на арфах разрешалось играть только мужчинам, а в некоторых она, как в наши дни, считал ась исключительно женским инструментом. Особыми законами устанавливалось, сколько струн должно быть у арфы бедняка, а сколько у господина. Арфа простолюдина не могла быть больше арфы вельможи. В Ирландии, например, за повреждение руки арфиста виновный должен был заплатить штраф в четыре раза больший, чем за повреждение руки любого другого человека.

Учитель: Как вы уже слышали, арфу любили и почитали все — от богача до бедняка. Её изображали художники (разновидности арфы), воспевали поэты.

Ученик:
Когда из голубого шарфа
Вечерних, медленных теней,
Твоя мечтательная арфа
Вдруг запоет о вихре дней.
О бурях неги, взлетах страсти,
О пламенеющих сердцах,
Я весь в ее волшебной власти,
В ее ласкающих струях.

– Посмотрите на современную арфу и послушайте музыкальный фрагмент. (с изображением современного инструмента и звучанием арфы (слушание музыкального видео фрагмента)

– Как издает звук музыкант, играющий на арфе?

– Что вы можете сказать о звучании арфы? (беседа)

Учитель: От арфы берет начало инструмент, который был принадлежностью всех богатых домов. На его изготовление шли, привозившиеся из заморских стран драгоценные сорта дерева черного, красного, розового, лимонного. Инструмент отделывали слоновой костью, бронзой, золотом, драгоценными каменьями, на его стенках и крыловидных крышках знатные живописцы писали замечательные картины. Клавиши покрывали пластинками из самоцветов — слоистым агатом — ониксом, золотистым янтарем и даже драгоценным темно-синим лазуритом.

– Как называется этот музыкальный инструмент? (показ клавесина, запись в тетради)

– Клавесин от «клавис» — ключ.

       

В клавесине клавиши работали как «включатели» звука. От силы удара по клавише клавесина сила звука совершенно не зависела, звуки были одинаковы. Удар по клавише приводил в движение перышко, которое как бы щипало струны. Звук получался звонкий, отрывистый и быстро затихал. Позже стали делать клавесины с двумя клавиатурами — мануалами.

– Таков был механизм клавесина. На нем хорошо было играть полифонические произведения, потому что в полифонии все голоса равнозвучны, все одинаково важны, нет разделения на главный голос и аккомпанемент.

– Послушайте музыкальный фрагмент и скажите, как звучит клавесин? (слушание музыкального фрагмента)

– Слава мастерам, художникам и ювелирам, которые превратили клавесин в неописуемого красавца! Никогда раньше музыкальный инструмент не был такой дорогой, такой почитаемой и ценимой мебелью. (разновидности клавесина). Но, улучшение внешнего вида приводило к ухудшению звука. Голос у клавесина оставался чуть суховатый и стеклянный.

– Ребята, посмотрите, как выглядит современный клавесин, и послушайте его звучание? (муз. Фрагмент)

– Итак, звук клавесина не устраивал музыкантов того времени. И тогда ему на смену пришел новый музыкальный инструмент. Какой? Сейчас мы с вами узнаем.

Ученик: В начале XVIII века итальянский мастер Бартоломмео Кристофори создал инструмент, в котором по струне ударяли молоточки, обтянутые кожей. От силы удара по клавише зависела сила звука. Для музыкантов это было очень важно. Инструменты с такой механикой стали называть фортепиано.

Учитель: Ребята, кто знает, что означает «форте» и «пиано»? (громко, тихо)

Клавесин долгое время не хотел уступать дорогу новому инструменту. Решающее слово сказали композиторы. Они стали сочинять такую музыку на фортепиано, которую на клавесине играть было невозможно. Еще Моцарт играл на клавесине и фортепиано, а Бетховен играл и сочинял музыку для рояля. (показ иллюстрации рояля).

Рояль — означает «королевский». И действительно, среди музыкальных инструментов ему нет равных по умению звучать так разнообразно. Он одновременно и нежный, и многозвучно-мощный, и звучит с виртуозным блеском, может петь самыми ласковыми и певучими голосами. Словом настоящий инструмент-оркестр.

– Давайте послушаем, как разнообразно может звучать фортепиано. (слушание муз. Фрагмента)

– Ребята, что вы можете сказать о звучании фортепиано?

– Наш урок подходит к концу. В завершении, давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня на уроке, что нового узнали? (ответы уч-ся)

– Какие музыкальные фрагменты и музыкальные инструменты вам понравились и запомнились?

– В заключение урока давайте вспомним песню, которую мы выучили на прошлом уроке. Как она называется? (Кенгуру)

– Но прежде, чем исполнить песню, что мы должны сделать? (сделать дыхательную гимнастику и распеться)

Дыхательная гимнастика

Распевка

Исполнение и работа над песней «Кенгуру».

Используемая литература:

1. Учебник музыки для 6 класса общеобразовательной школы. Алматы «Атамура» 2011 г. ЕлемановаС. А., Сальянц А. А., Жайымов, А, Енсепов Ж, Искаков Б.
2. Е. В. Смокотина: Музыкальный тайник «В мире музыкальных инструментов»
3. Http://otvet. mail. ru/question/85325419
4. Http://otvet. mail. ru/question/80201523

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков