Воспитание музыкальной культуры — как части духовной культуры подрастающего поколения

Формирование личности человека на современном этапе — это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Шагая в ногу с развитием нашего молодого государства, важнейшей задачей эстетического развития подрастающего поколения является разностороннее изучение национальной музыкальной культуры, как части духовной культуры духовного наследия казахского народа в непрерывной связи с историей развития общества.

Предмет «Казахская музыкальная литература» изучается учащимися детских музыкальных школ и студентами колледжей искусств на всех отделениях. Уже на первом году обучения имеет большое значение для их духовного развития. Так как устно-поэтическое музыкальное искусство казахов, которое составляет основу предмета, призвано помогать воспитанию культуры высоких чувств и становлению духовного мира личности. Воздействуя на внутренний мир человека, его самосознание помогает преодолеть дисгармонию в обществе, воспринимать общечеловеческие ценности. И поэтому, богатое устное поэтическое творчество и песенно-музыкальное наследие казахов до сегодняшнего является неиссякаемым источников вдохновения для современности, эталоном воспитания нравственности современного общества и необходимым материалом для обучения подрастающего поколения.

Не зная своих истоков, не интересуясь историей своего народа, современное общество потеряло бы то ценное, что необходимо для дальнейшего развития. Не случайно, А. С. Пушкин, в свое время заметил, «… неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». Именно произведения устного народного творчества учат помнить о своих исторических корнях, народных традициях, честности, доблести, и о многом другом, что называется человечностью.

В первую очередь, жизнь казахского народа нашла свое отражение в устном народном творчестве — фольклоре. Фольклор является составной частью богатой народной культуры, в течении длительного периода времени он оставался единственным средством выражения народом своих дум и чаяний. М. М. Каратаев заметил, что «Фольклор, являясь общенародным коллективным творчеством различных классов и социальных групп, не был социально однородным, и не принадлежал всецело одному классу. Он наследовал и развивался разными классами в каждую эпоху в соответствии с условиями жизни народа, интересами и особенностями мировоззрения данной социальной среды.

       

Народная музыка — одна из составных частей всего музыкального образовательного пространства. Необходимость всеобщего музыкального воспитания подтверждается всей историей мировой эстетической и педагогической мысли. Об этом говорили величайшие философы, ученые, педагоги самой глубокой древности, об этом говорится и сейчас. По богатству сюжетов и многообразию жанров казахских фольклор предстает перед нами как глубокий океан, полный неразгаданных тайн. Следуя за жизнью и историей, устное творчество, по необходимости меняло свои формы. Если эпическое произведение было наиболее подходящей формой описания деяний легендарных батыров, то для регулирования морально-этических норм и правовых отношений кочевого общества требовалось нечто иное. Более специфические средства требовались для регулирования отношения быта, закрепления обычаев и традиций. Соответственно, функция фольклорных произведений — познавательные, воспитательные, эстетические.

Исследователями установлено, что наиболее распространёнными жанрами казахского фольклора были бытовые и обрядовые песни, кюйи, эпические песни, легенды, сказки, поговорки, пословицы и, конечно же, эпос. Большое место занимали в культуре казахского народа пословицы и поговорки. В них отразился глубокий философский смысл, дух народа. Пословицы и поговорки, в которых заложена народная мудрость, относится к ораторскому виду искусств « шешендік өнер», где «орудием труда» является слово, а пословицы и поговорки в них — тем фактором, который не подлежит спору, ни возражению. Этот вид искусства развивается и по сей день.

Не менее ярко мировоспитание казахского народа отражается в народных сказках. Сказки — неисчерпаемый родник народной мудрости. Главной функцией сказок является воспитание подрастающего поколения. Так же мировозрение, философия казахского народа получили яркое отражение в эпосе. Именно в эпосе, как и вдругих видах фольклора сохранились идейно-эстетическая ценность произведения, позновательная и воспитательная значимость эпического целого. По содержанию казахских эпос разделяется на героический, историческийи лирико-романтический. К наиболее ярким образцам героического эпоса относятся «Қобыланды батыр», «Алпамыс батыр», «Ер-Торғын», «Қамбар батыр», к историческим — «Сұраншы батыр», «Орақ — Мамай», «Ермек батыр» и другие, лиророманическим или семейно бытовым — «Қозы Көрпеш Баян сұлу», «Қыз Жібек», «Айман — Шолпан», «Е

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рефератов нет, есть поурочные планы и разработки уроков